Найти тему
Ольга Иорданская N5020622247

Русская по духу и происхождению, мусульманка по вероисповеданию, авантюристка по призванию.

кадр из фильма " Изабель Эберхард"
кадр из фильма " Изабель Эберхард"

Буквально неделю назад я посмотрела фильм "Изабель Эберхардт", и сразу влюбилась в ее образ. Она была странницей, ее жизнь была странной, а смерть невероятной. Она утонула в пустыне в 27 лет.

Судьба этой женщины — путешественницы, журналистки и писательницы, родившейся в Женеве в конце XIX века в русской семье, — столь необычна, что кажется романом.

Верхом на своем любимом арабском скакуне Суф, часто в одиночестве, она путешествует по Магрибу, забираясь в самые отдаленные уголки. Передвижения по странам Магриба сопряжены с постоянными столкновениями с колониальной администрацией. И местных чиновников можно понять: что прикажете делать с этой девушкой, называющей себя Махмудом Эссади, и при этом предъявляющей российский паспорт на имя Изабель Эберхардт?

-2

Независимая, сводолюбивая, образованная молодая девушка могла решиться на такие авантюры, на которые не рискнули бы пойти даже многие дерзкие мужчины.

«Свобода – это единственное счастье, необходимое для моей натуры, беспокойной, нетерпеливой и гордой», писала она. «Женщины не могут понять меня, они считают меня странным существом. Я слишком проста для их вкусов… Им нравится бесконечная комедия на один и тот же сюжет, которую они играют каждый день. Они не допускают даже перемены костюма.»

А вот Изабель допускала. С детства она любила носить мужские костюмы, заниматься физическими изнуряющими упражнениями, знала 7 языков: французский, итальянский, немецкий, греческий, латынь. Русским она владела свободно — это был язык, на котором говорили дома, позднее девушка самостоятельно изучит турецкий и арабский. В итоге, по свидетельству тех, для кого арабский был родным языком, она овладела им в совершенстве. И много-много читала, кругозор ее интересов просто поражает.

Она была путешественницей, писательницей, журналисткой и первым военным корреспондентом среди женщин. В Алжире она приняла ислам и новое имя Махмуд Эссади. Это помогло ей быть своей среди бедуинов и вступить в суфийское тайное братство Кадирийа.

Но как женщина с таким бунтарским характером могла принять ислам? Ведь ислам категорически против внебрачных связей для женщины, а она отказывалась вступать в брак, но с мужчиной покорившем ее сердце могла вступить в связь немедленно, через несколько часов после знакомства.

Но чтобы понять Изабель, надо понять ее детство. Её рождение тоже было странным и запутанным. До сих пор остается неясным кто же был ее настоящий отец, а она в своих письмах старалась еще больше навести туману и тайны.

Изабель была незаконнорожденной дочерью Натали Морде и Александра Трофимовского. Мать Изабель ранее была замужем за пожилым вдовцом генералом русской армии Павлом де Морде, занимавшим важнейшие посты в Российской империи. Во всех зарубежных изданиях пишется, что Натали сбежала от старого мужа со своим любовником, воспитателем ее детей Александром Трофимовским в Швейцарию, где через 4 года и родилась Изабель. Но сейчас эта версия опровергается. В то время сбежать женщине заграницу было не так-то просто, поэтому скорее всего они с мужем вместе планировали лечение в Швейцарии, где и рождается их последний сын Августин. Хотя некоторые биографы считают, что Августин тоже был сыном Трофимовского.

Вскоре генерал умирает, а вдова еще молодая женщина решает вернуться в Россию со своим любовником и узаконить их отношения. Но родственники Натальи Николаевны очень четко дали понять, что их брак и отношения в Санкт Петербурге не примут. Поэтому Александр и Натали остаются в Швейцарии с детьми. В Швейцарию Наталья Николаевна взяла еще троих своих детей и одного сына мужа.

До сих пор остается не ясным, почему Наталья Николаевна не записала Изабель на фамилию Трофимовского, сделав дочь незаконнорождённой. Это сильно повлияло на судьбу девочки. Статус незаконнорожденной создавал проблемы юридические и финансовые: впоследствии Изабель не смогла получить своей доли в наследстве матери и Трофимовского. И это создавало психологические проблемы для девочки даже в собственной семье.

Сама Изабель считала, что ее отец французский поэт Артюр Рембо. А недавно в одном из писем к другу Али Абдул нашли, что она писала, будто ее мать изнасиловал лечащий врач, а дело замяли. Изабель как будто избегает признавать Трофимовского своим отцом.

Александр Трофимовский, бывший русский священник, нигилист и анархист, друг Бакунина, в будущем поклонник Толстого был незаурядным и высокообразованным человеком. Изабель он воспитывал как свою дочь. Он сам дает ей широкое образование, в том числе и в физике, химии, географии, учит ее языкам и много уделяет физической подготовке, что в будущем ей сильно пригодится. Говорят, что Изабель донашивала мужские костюмы своих братьев и всегда коротко стриглась. Многие считают, что на этом настаивал сам Трофимовский, он считал, что такая одежда избавит ее от многих опасностей. Да и сама Изабель была худенькой, без ярко выраженных женских форм. Но скорее всего этот образ нравился самой Изабель, есть фотография где она в костюме матроса, то есть это настоящий костюм, не для переодевания.

-3

В будущем она будет подписывать свои рассказы под именем Николая Подолинского, а еще позже станет Махмудом. Среди арабов она всегда будет в мужской одежде. Конечно арабы догадывались, что Махмуд –это европейская девушка, но согласно арабскому этикету человека надо принимать тем, за кого он себя выдает. И им льстило, что европейская девушка свободно говорит на арабском, наизусть знает Коран, и обладает очень глубокими знаниями в исламе.

При этом Изабель вовсе не лишена женского кокетства, у нее есть поклонники, и она вовсе не отказывает себе в удовольствии кружить им голову. Девушка постоянно с кем-то переписывается, интригует влюбленных в нее молодых людей: назначает свидание и не приходит на него, обещает серьезные отношения, а потом переводит все это в разряд шутки. Ей скучно, она ищет развлечений, и иногда эти развлечения находятся уже за гранью того, что позволило бы себе большинство девушек из ее окружения. Так, однажды, находясь у своего друга, Изабель выпила шесть кружек пива и была настолько пьяна, что на спор поцеловала приятеля, который утверждал, что она этого не сделает. После чего продолжала пить и поздно ночью с трудом добралась до железнодорожного вокзала. Обо всем этом она пишет своему брату Августину и в конце добавляет: «Мне повезло, что на мне был матросский костюм!»

В 1895-1897 Изабель, несмотря на запреты Трофимовского сближается с русскими эмигрантами, пытается найти свои русские корни, увлекается политикой, но ненадолго. Россия для нее закрыта. Она человек конкретного сопереживания. Вот когда надо помочь кому-то, кого она знает, она отдаст последнее из того, что имеет, и поможет страдающему. Но переживать за какой-то абстрактный рабочий класс в целом — это не ее, ей это непонятно. Она перестает ходить на русские собрания, но увлекается русской литературой. Параллельно учит арабский и увлекается живописью, впоследствии в Алжире в своих экспедициях она сама будет делать зарисовки.

В 1895 году Изабель впервые влюбляется в молодого армянского студента Аршавира Гаспаряна. По поводу этого увлечения Изабель, растянувшегося на много лет, также существуют легенды.

Никаких отношений, помимо чисто приятельских, между ними в это время не было. Гаспаряна поначалу совершенно не заинтересовала эта странная диковатая девушка. У него была любовница-армянка. К тому же в это время у Гаспаряна было еще одно увлечение — то, которого так трудно было избежать в Женеве, — он всерьез занимался политикой, стал активным участником группы, поддерживавшей движение младотурков. В будущем он примет турецкое имя и сделает себе блестящую карьеру. Он стал гражданином Турции и принял ислам. Влюбленная Изабель, не добившись взаимности, вновь сосредоточилась на своем главном возлюбленном — Востоке, любовь к которому будет всю жизнь превалировать над ее любовью к мужчинам. Изабель не просто мечтает о Востоке, она продолжает изучать его, совершенствует свой арабский. И вот, наконец, появляется возможность отправиться туда, куда ее влечет. Они вместе с матерью отправляются в Алжир.

-4

Инициатором конечно была Изабель, она хотела разыскать своего брата Августина, который сбежал в Алжир. Сначала Алжир ее шокирует, но вскоре она в него влюбляется, и эта любовь на всю жизнь. Там сначала они селятся в европейском квартале. А вскоре шокируя всю местную европейскую элиту переезжают в арабский квартал. И дочь, и мать принимают ислам.

В их доме бывают два молодых человека, с которыми Изабель и проводит время. Оба, правда, женаты, но это не мешает им ухаживать за девушкой. Один — тунисец Али Абдул Вахаб, образованный и элегантный, а второй Куджа бен Абдалла был адвокатом, специализировавшимся в области арабского права, и видимо оказывающий им юридические услуги. Именно в него она и влюбляется безоглядно. Изабель понимает, что у нее мало общего с ее новым возлюбленным, которого она сама называет «самцом» и «опасным соблазнителем». Она прямо пишет о том, что у нее гораздо больше общего с Али, и признает, что ценит в нем его «интеллектуализм», которого и в помине нет у Куджи. Но это не мешает ей любить именно этого человека. Обсуждая все с тем же Али историю своих отношений с Куджу бен Абдаллой, она напишет следующее: «… этот человек был моим любовником, он был создан для того, чтобы дать мне то, что я искала, — чувственные наслаждения», но тут же добавляет: «…я не хочу пожертвовать ради него единственным своим богатством на земле: своей независимостью!»

Не известно, чем бы закончилась вся эта история, если бы не смерть матери. В ноябре 1897 года, Наталья Николаевна умирает от плеврита, ей всего 59 лет. С момента приезда Натальи Николаевны и Изабель в Алжир прошло чуть более полугода. Она возвращается в Женеву, где глубоко несчастна. Она мечтает о возвращении в Алжир или в Тунис, но вынуждена будет оставаться в Женеве еще полтора года. Причин несколько. Главная — это все ухудшающееся состояние Трофимовского. Его здоровье сильно пошатнулось после смерти Натальи Николаевны. Вскоре он тоже умирает от рака горла. Начинается тяжба за наследство с родственниками из России, которые ведут себя весьма агрессивно.

Изабель опасается насильственной депортации в Россию, не исключает и похищения, которое может организовать старший брат Николай. Она решает, что единственным выходом из положения является побег из Женевы в Тунис. Или замужество. На горизонте вновь появляется Гаспарян, перед отъездом Изабель в Алжир, он случайно встречает ее на улице и вдруг понимает, что любит ее. Говорит ей, что завтра идет просить ее руки у родителей, а она ему заявляет, что завтра уезжает в Алжир.

И вот Аршавир Гаспарян, вновь появляется в ее жизни. Только теперь он уже не какой-то там армянин Гаспарян, а подданный оттоманской империи Решид Бей. И к тому же не бедный студент, а перспективный дипломат, которому обещают хороший пост в одном из европейских посольств. Он по-прежнему влюблен в Изабель и всерьез намерен на ней жениться. Но Изабель он уже мало интересует. Получив наследство матери, ренту от вкладов в России Изабель тут же уезжает в Тунис. Аршавир сбегает из Парижа к Изабель в Тунис, где длится их небольшой роман. В отношениях с Аршавиром ей принадлежала та роль, которая обычно достается мужчинам. У нее была более острая потребность в плотской, физической любви, которой не было у ее партнера.

Изабель так и не вышла замуж за Гаспаряна, ее привлекал восток, а Гаспаряна направили дипломатом в Гаагу. Вместо замужества, она после смерти отца возвращается в Алжир. Где путешествует под именем Махмуда Саади. Изабелле удалось совсем невероятное: стать членом тайного суфийского братства. Суфизм - этико-философское течение в исламе; представить суфием женщину, да к тому же европейку, было невозможно. Но ее приблизил к себе шейх суфиев. Как замечал тот же Акунин - «из уважения к неподдельной вере удивительной и храброй девушки, к ее недилетантским познаниям в Исламе».

В этот же год на нее было совершено покушение. По одной версии ее приняли за шпионку, по другой за любовницу шейха.

В Алжире она встретила любовь всей своей жизни: 30-летнего алжирского солдата Слимана Энни, стройного и красивого, с большими печальными черными глазами. За него она все-таки вышла замуж. Хотя многие считают, что ей нужен был брак для возвращения в Алжир, после того как ее в очередной раз депортировали из этой страны.

Она стала первой женщиной, которая вела полевые заметки во время боевых действий, но писала всегда против французского правительства. Её жизнь не была легкой, постоянные стрессы она иногда заглушала алкоголем и гашишем, к которому приучил ее брат.

Постоянная нехватка денег, из-за экстравагантности ее отказывались печатать, это потом она уже стала известной журналисткой, живой легендой.

21 октября 1904 года она встретилась с мужем после долгой разлуки в городке Айн-Сефра. Они сидели на балконе и пили кофе, когда услышали на улице какой-то странный шум. Люди бежали и кричали «Река! Река!» Потом оказалось, что несколько ливней, прошедших накануне, наполнили ручьи на алжирском плоскогорье, те влились в русло реки - и на городок обрушился самый настоящий потоп. Потоки воды смели домик, где находились Изабелла с мужем.

Утонуть в пустыне! Даже смерть ее смерть невероятна. После ее смерти ее книги издавались и переиздавались, о ней был снят фильм с Питером О’Тулом в одной из главных мужских ролей, о ней была написана опера. На стене дома в Женеве, где она жила - теперь мемориальная доска и цитаты из ее произведений. В Алжире ее именем названы улицы, она там считается национальной героиней.

Но она была русской по духу и по крови, она сама писала в своем дневнике: отвага во мне от русских.