После тяжелого поражения турецкого флота в сражении, произошедшем 17 июня 1788 году в Днепровском лимане у стен Очакова, в котором турки потеряли 6 кораблей, 2 фрегата, 2 шебеки, бомбардирский корабль, галеру, транспортное судно и 6 000 человек утонувшими, убитыми, ранеными и взятыми в плен, капудан-паша, чтобы оправдать себя в глазах султана и вернуть его доверие, в очередной раз срочно затребовал помощи как в людях, так и в судах.
В адмиралтейство было дано жёсткое повеление ускорить строительство 14 галер. С недостатком медных пушек на канонерские шлюпки стали устанавливать купленные у англичан чугунные. Для усиления флота на Чёрном море снарядили туда 50-пушечный корабль «Гассан-капитан» и 2 фрегата, которые предназначались для эскадры Мраморного моря.
Кроме того, туда же предполагалось направить: новопостроенное плоскодонное судно, две бомбарды с двумя пушками на носу, шесть бомбардирских шлюпок, две купеческие 22-пушечные шебеки, три кирлангича, пять купеческих шаек.
Важное значение имели конструктивные особенности турецких кораблей. Изготовлены они были по лучшим французским чертежам под руководством французского корабельного мастера Лероа и имели медную обшивку подводной части корпуса. Это обстоятельство давало им значительное преимущество в скорости хода, которая, в свою очередь, зависела также и от парусного вооружения.
В турецком флоте использовались хлопчатобумажные паруса, которые быстро наполнялись ветром и были легки в управлении, однако при этом были менее прочными и более горючими.
Артиллерия была разнокалиберная и относительно не большой мощности, чем на Черноморском флоте. На вооружении турецких кораблей были чугунные или медные пушки в основном 156 мм. калибра. Кроме того, на многих линейных кораблях стояло по четыре особо мощных орудия, стрелявших 40-кг мраморными ядрами.
Черноморский флот под командованием контр-адмирала М. И. Войновича, где командиром авангарда был капитан бригадирского ранга Ф. Ф. Ушаков, имел всего два 66-пушечных линейных корабля, 10 больших фрегатов, 18-пушечный фрегат и 23 мелких судна.
Выйдя 18 июня из Севастополя, российский флот из-за встречного ветра только через 11 дней смог дойти до острова Тендра, где к вечеру обнаружил флот противника, шедший попутным северным ветром. На рассвете следующего дня контр-адмирал Войнович пошёл на неприятеля, но в 8 часов корабли были остановлены безветрием.
Через два часа с юга подул сильный ветер с дождём, продолжавшимся до полудня. Капудан-паша, оставаясь на ветре, поменявшим южное направление на западное, начал спускаться к российскому флоту.
Контр-адмирал Войнович приготовился к встрече неприятеля, перестроив свои корабли в боевой порядок. Но к вечеру ветер вновь стих, и флоты провели ночь в непосредственной близости друг от друга, не вступая в сражение.
Утро 1 июля 1788 года было безветренным. Корабли продолжали оставаться в боевом порядке. В седьмом часу подул крепкий северный ветер, и граф Войнович поспешил привести к бою свой флот. Капудан-паша, не дожидаясь наступления русских кораблей, повёл свой флот к северо-западу.
Войнович последовал за ним. Но тот, пользуясь преимуществом в скорости хода, сумел оторваться от преследования и к вечеру совсем скрылся из вида, оставляя ориентиром лишь верхушки мачт.
На следующий день подул легкий северный ветер. Турки продолжали держаться прежнего курса. Войнович, стараясь выиграть время, под всеми парусами шёл на северо-запад к Румелийским берегам.
Гассан-паша, сохраняя своё преимущество, в пятом часу пополудни стал сближаться с российским флотом. Войнович убавил парусов, выстроил линию и ожидал начала сражения. Но турки начали отставать и, наконец, легли в дрейф. А Черноморский флот, не меняя положения своего строя, всю ночь продолжал ход.
На рассвете 3 июля оба флота подошли к устью Дуная и встали вблизи острова Фидониси. Ветер дул с севера. Неприятель находился на ветре. Бой стал неизбежным.
В 6 часов утра контр-адмирал Войнович построил свой флот в боевой порядок. Прошло ещё 8 часов, пока Гассан-паша, выстроив свои корабли в две плотные колонны, начал сближаться с русским флотом.
По опыту сражений в Лимане Ушаков уже знал, на что способны турки, поэтому, взяв инициативу в свои руки, повёл в перед свой авангард. В начале движения он решил растянуть строй турецких кораблей, чтобы большая часть русского флота могла действовать.
По его команде передовые фрегаты пошли круче к ветру, чтобы бить неприятеля уже с ветра, взяв его, таким образом, в два огня. Капудан-паша разгадал намерения командира русского авангарда, и весь турецкий #флот стал вытягиваться в линию параллельно русскому флоту. В результате произведённого манёвра авангард Ушакова оказался ближе всех к неприятелю. Всё шло так, как задумывал Ушаков.
Первыми открыли огонь турки. Капудан-паша, зайдя немного вперёд «Св. Павла», поставил против него самый большой 80-пушечный #корабль и два 60-пушечных, а сам с двумя передовыми кораблями, прибавив парусов, бросился на идущие впереди русские фрегаты «Берислав» и «Стрела».
Ушаков также увеличил ход , атаковал капудан-пашу и, заставил повернуть. Этим манёвром он лишил возможности «крокодила морских сражений» Гассана охватить русские фрегаты или взять их на абордаж. В результате два передовых турецких корабля оказались отрезанными от своего командующего.
Оставшись в стороне от основных сил под огнём передовых фрегатов, головной турецкий корабль, не дожидаясь никакого сигнала, покинул поле боя. С «Берислава» и «Стрелы» на следующий за ним неприятельский корабль было удачно брошено несколько зажигательных бомб и ядер, в результате чего и он решил уйти из боя.
Идущие впереди два турецких корабля стали спешно покидать поле боя. Не остановили их и ядра, пущенные по ним с капудан-пашинского корабля, который, в свою очередь, был вытеснен «Св. Павлом» из боевого порядка, и оказался борт в борт с русскими фрегатами, удачно разрядившими в него весь бортовой залп.
Не выдержав атаки, капудан-паша был вынужден оставить поле #боя. Примеру флагмана последовали и остальные турецкие корабли. Турецкий флот, получив большие повреждения, стал спасаться бегством. При этом турки потеряли потопленную огнём «Св. Павла» большую шебеку.
Таким образом, первая «генеральная баталия нашего флота» на Чёрном море завершилась победой. Впервые в сражении в открытом море малочисленный русский флот одержал #победу над значительно превосходившими силами противника. Это сражение явилось началом конца турецкого владычества на Чёрном море и вместе с тем началом расцвета #русской школы в военно-морском искусстве.