Найти в Дзене
Мыслеслов

Можно ли назвать образованием то, что дает современная школа?

Оглавление

«Почему же нет, можно. Образование оценивается по системе критериев, может быть начальным и высшим, специализированным и общим, качественным и недостаточным... Но образованием оно от этого быть не перестаёт».

Доброго здравия, дорогие читатели. Эта первая моя публикация на тему образования. Поводом стал провокационный вопрос, который я задал Кью. Ответ эксперта приведён выше.

Поскольку давно работаю в школе и делаю это до сих пор, то могу судить об образовании изнутри. Сам ответ я не комментирую, но свою точку зрения изложу. Изложение будет пространным. Потребуется несколько публикаций.

Часть 1.

Учебник

В широком смысле слова образование это воспитание и обучение подрастающего поколения, если речь идет о школе. Обучение и воспитание это два столпа, на котором зиждется образование. Для чего нужно образование? Для передачи и усвоения знаний и умений.

Чему учат в массовой современной школе? Да всё тому же, что и раньше! И это правильно только отчасти, поскольку есть нюанс. Не нужно, наверное, объяснять, почему в свое время общее знание разделили на предметы, но времена то изменились! То, чему сейчас учишься, устаревает прямо на глазах, становится неактуальным, а иногда и ошибочным.

Возьмём учебники. Учебники, как источник знаний, не просто устарели, они уже категорически не отвечают вызову времени. Во-первых, их слишком много. Это не два-три учебника разных авторов, это десятки авторских линий. Учителям сложно разобраться во всем этом «разнообразии». И нужно ли оно? Знание ведь оно одно. Правда, толкований и толкователей много… Видно очень выгодный бизнес написание и печатание учебников!

Во-вторых, все они написаны кондовым языком, читать эти учебники тяжело и неинтересно! Думается, что бумажные учебники в скором времени станут реликтом, культурным феноменом наследия предков, как «Махабхарата». Будущее требует совсем другие учебники, которые не только интересно расскажут, но и покажут. Это будет лаборатории с музеями и библиотеками в одном флаконе. Ясно, что речь идет о персональных учебных планшетах.

В-третьих, остаётся нерешенным вопрос содержания. И дело даже не в фактологических ошибках. Продолжается следование устоявшейся со стародавних времён традиции давать знания по «кусочкам» и не связи с другими подобными «кусочками» по другим предметам.

Конечно, решать проблему несвязанности предметов можно с помощью различных учебных междисциплинарных проектов. Но они, согласно федеральным образовательным стандартам, призваны формировать так называемые компетенции. А знания и компетенции не одно и то же! Знание – это результат процесса познавательной деятельности. Компетенция – это та или иная способность эти знания использовать. Знание первично! И даётся оно, не в последнюю очередь, и учебниками тоже.

Интересно, многие ли думают, что учебник должен сохраниться в прежнем виде? Ваше мнение, дорогие читатели, было бы не только интересным, но и важным… и не только лично для меня.

Спасибо.