Найти в Дзене
Классический Либерал

Что такое индекс экономической свободы?

Оглавление

Ни для кого ни секрет, что экономическая свобода является одним из главных признаков, определяющих страну и ее политику. Сейчас, когда большинство государств заявляют о том, что их главной задачей является достижение экономического процветания граждан, этот критерий становится всё более важным для оценивания страны сторонним наблюдателем. Независимо от политических взглядов, исследования структуры экономики страны должны быть очень интересны для вас.

В то же время, классические либералы обычно считают экономическую свободу решающим показателем при анализе успешности страны. Однако обыватель вряд ли способен оценить этот показатель самостоятельно: для этого необходимо прошерстить налоговый кодекс, трудовое законодательство, изучить политическую обстановку в государстве, а также узнать о еще десятке прочих факторов. Поэтому подобный индекс может оказаться очень полезным — он позволяет быстро узнать о том, какая экономическая политика проводится в государстве.

Методология

Прежде всего нам стоит узнать каким образом формируется данный индекс. Для этого я процитирую самих авторов рейтинга и то, как они понимают экономическую свободу.

Экономическая свобода - это фундаментальное право каждого человека распоряжаться своим трудом и собственностью. В экономически свободном обществе люди могут работать, производить, потреблять и инвестировать, как им заблагорассудится. В таких странах правительства позволяют труду, капиталу и товарам свободно перемещаться, а политики воздерживаются от принуждения или ограничения свободы сверх той степени, которая необходима для защиты и поддержания самой свободы.

Авторы рейтинга утверждают, что экономическая свобода позитивно коррелирует с различными социо-экономическими задачами. Экономическая свобода тесно связана с созданием более здорового общества, чистой экологией, увеличением дохода на душу населения, человеческим развитием, демократией и борьбой с бедностью.

Рейтинг экономической свободы определяется двенадцатью количественными и качественными показателями, объединенные в 4 группы — столпы экономической свободы.

  • Верховенство права (защита прав собственности, уровень коррупции, эффективность судебной системы)
  • Размер правительства (государственные расходы, налоговое бремя и сбалансированность бюджета)
  • Эффективность регуляций (свобода ведения бизнеса, рабочее законодательство, монетарное регулирование)
  • Открытость рынков (свобода торговли, свобода инвестирования, финансовая свобода)

Каждый из этих двенадцати пунктов имеет одинаковое влияние на общий рейтинг, который является средним показателем между ними. (измеряется от 0 до 100)

Индекс 2020 года основывается на данных второй половины 2018 года и первой половины 2019 года. Насколько это возможно, информация, учитываемая для каждого фактора, актуальная на 30 июня 2019 года. Некоторые факторы основаны на более продолжительных исторических оценках — например, монетарное регулирование оценивается на основе инфляции за 3 последних года.

Как индекс оценивает Россию и США?

Индекс оценивает практически все страны мира (за исключением Лихтенштейна, Ливии, Ирака, Сомали, Сирии и Йемена). В этой статье я приведу оценки наиболее интересных стран: России и США.

Индекс России с 1995 по 2020 год
Индекс России с 1995 по 2020 год

Россия занимает 94-е место в данном индексе, оказываясь примерно в середине по всему миру прямо между Гондурасом и Доминиканской Республикой. Однако среди европейских стран Россия находится в самом конце, опережая только Грецию и Украину. Тем не менее, с точки зрения авторов индекса Россия постепенно улучшает свое положение и прогресс за все правление Владимира Путина на лицо. Скорее всего положительно сказались снижения налогов во время первого срока правления нашего президента, а также реформы земельного и трудового кодекса. Однако, что же конкретно пишет индекс про нашу экономику на 2020 год?

Российская экономика впервые в этом году оценивается как умеренно свободная после более декады нахождения в списке несвободных. Рост ВВП был низким в течение последних пяти лет из-за структурных недостатков, низкого уровня инвестиций и демографического кризиса, но улучшился в 2018 году (до 2.3% прим. перевод.)
До тех пор, пока правительство будет проводить этатистскую, националистическую и протекционистскую экономическую политику и будет настороженно относится к иностранным инвестициям, рост экономической свободы в России будет затруднен. Несвободная судебная система, коррупция огромных масштабов и связи между бюрократами и криминалом ставят под угрозу честность правительства.
Владимир Путин был переизбран президентом в 2018 году на фоне обвинений в фальсификации результатов выборов. Россия незаконно аннексировала Крымский полуостров Украины в начале 2014 года и продолжает дестабилизировать регион, финансируя сепаратистские группы на Донбассе. Продолжающиеся западные экономические санкции привели к утечке мозгов и капитала. Экономика России сильно зависит от экспорта нефти и газа. Низкие цены на нефть, финансовые потери после аннексии Крыма и увеличивающиеся траты на перевооружение армии в последние годы ударили по бюджету страны, но возросший в последнее время мировой спрос на нефть привел к небольшому улучшению экономики. Из-за событий на Украине заявка России на вступление в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) была отложена.

Оценки России:

Верховенство права:

Защита прав собственности — 56,8%

Эффективность судебной системы — 44,4%

Честность правительства — 41,3%

Политические силы и собственники тесно связаны: некоторые высокопоставленные чиновники, как сообщается, используют свои государственные должности для накопления огромных богатств. Судебной системе недостает независимости. Коррупция широко распространена в высокоцентрализованном авторитарном правительстве. Правоохранительные органы и криминалитет зачастую вымогают деньги с частного бизнеса.

Размер правительства:

Налогообложение — 88,5%

Государственные расходы — 63,8%

Сбалансированность бюджета — 98,7%

Ставка подоходного налога составляет 13 процентов, а максимальная ставка корпоративного налога - 20 процентов. Общее налоговое бремя составляет 24,2 процента от валового национального дохода. Государственные расходы составили 34,7% от ВВП, а дефицит бюджета в среднем составлял 0,8% ВВП. Государственный долг равен 14% ВВП.

Эффективность регуляций:

Свобода ведения бизнеса — 80,2%

Рабочее законодательство — 52,1%

Монетарное регулирование — 68,2%

Правительство упростило процесс получения разрешения на строительство, подключение к электросети, уплаты налогов и международную торговлю, но в основном только в Москве и Санкт-Петербурге. Трудовой кодекс устарел и неэффективен, а рынок труда неэффективен. В государственном секторе занято 33 процента рабочих. Большинство цен было либерализовано в начале 1990-х (с некоторыми значительными исключениями), однако правительство до сих пор субсидирует многие предприятия.

Открытость рынков:

Свобода торговли — 77,8%

Свобода инвестирования — 30,0%

Финансовая свобода — 30,0%

Общая стоимость экспорта и импорта товаров и услуг составляет 51,5 процента ВВП. В среднем тарифы находятся на уровне 3,6%, однако бюрократические процедуры еще больше искажают поток товаров и услуг. За исключением энергетического сектора, рост иностранных инвестиций труднодостижим из-за плохого инвестиционного климата. В финансовом секторе доминируют банки, пять крупнейших банков контролируются государством.

Стоит отметить высокую информированность индекса о строительных регуляциях, а также хорошую работу со статистическими данными о тарифах и госдолге. С другой стороны, индекс дал очень высокую оценку российской системе налогообложения из-за того, что не были учтены очень многие налоги и сборы: НДС, взносы в пенсионный фонд и многие другие. В реальности россияне платят чуть ли не 50% денег от своих доходов в бюджет страны.

-3

США

Как же этот рейтинг оценивает страну, с которой часто ассоциируется само слово «капитализм»? Выясняется, что не так хорошо, как некоторые могли бы подумать. На самом деле лидером в этом рейтинге является Сингапур, Гонконг и Новая Зеландия, а Соединенные Штаты занимают лишь 17 место, уступая таким странам как Грузия, Литва и Эстония. Вот, что нам пишет рейтинг про Соединенные Штаты:

Экономическая свобода в Америке снизилась за последнее десятилетие, в основном из-за чрезмерных государственных расходов и чрезмерного регулирования финансового сектора и медицины, хотя в последние годы показатели стабилизировались. ВВП страны также неплохо рос в последнее время.
Безрассудный рост расходов за счёт дефицита бюджета Конгрессом и Администрацией при обеих партиях объясняет самые низкие показатели в индексе: государственные расходы и сбалансированность бюджета. Подписание нового договора между США, Канадой и Мексикой вместо НАФТА должно помочь достижению экономического роста, а разрешение торговой войны между США и Китаем может способствовать свободе торговли.
Экономика Соединенных Штатов одна из самых богатых и диверсифицированных в мире. Дональд Трамп смог обеспечить устойчивый рост экономики благодаря снижению регуляций и снижению налогов, однако дефицит бюджета до сих пор растет. Протекционистская торговая политика администрации будет замедлять экономический рост, если нововведенные тарифы не будут отменены. Демократическая партия взяла под контроль палату представителей в 2019 году, что сделало почти невозможным введение новых экономических реформ до выборов 2020 года. Хотя сектор услуг занимает 80% экономики США — Америка до сих пор остается вторым в мире производителем промышленных товаров, а также лидером в области новых разработок и исследований.

Оценки США:

Верховенство права:

Защита прав собственности — 81,8%

Эффективность судебной системы — 83,7%

Честность правительства — 77,2%

Права частной собственности хорошо соблюдаются, впрочем федеральному правительству по-прежнему принадлежит около 28 процентов всей земли. Государственные контракты эффективно исполняются. Судебная власть независимая и предсказуемая, хотя процесс назначения судей становится все более политизированным. Коррупция не представляет значительную угрозу для бизнеса, а правительство активно борется с взяточничеством.

Размер правительства:

Налогообложение — 74,6%

Государственные расходы — 56,5%

Сбалансированность бюджета — 54,3%

Ставка подоходного налога составляет 37 процентов, а максимальная ставка корпоративного налога - 21 процентов. Общее налоговое бремя составляет 27,1 процента от валового национального дохода. Государственные расходы составили 38,1% от ВВП, а дефицит бюджета в среднем составлял 4,0% ВВП. Государственный долг равен 105,8% ВВП.

Эффективность регуляций:

Свобода ведения бизнеса — 83,3%

Рабочее законодательство — 87,9%

Монетарное регулирование — 75,5%

Правовая и политическая среда в целом стимулирует предпринимательство. Налоговые и регуляторные реформы привели к снижению уровня безработицы до рекордно низкого уровня за более чем 50 лет, в том числе среди различных меньшинств. Однако были увеличены субсидии для сельского хозяйства, которое пострадало из-за торговой войны. Также продлеваются субсидии для многих других сфер экономики: здравоохранения, зеленой энергетики, а также многочисленные дотации корпорациям.

Открытость рынков:

Свобода торговли — 77,8%

Свобода инвестирования — 30,0%

Финансовая свобода — 30,0%

Общая стоимость экспорта и импорта товаров и услуг составляет 51,5 процента ВВП. В среднем тарифы составляют 2,6%, к тому же действуют более 2 000 нетарифных ограничивающих мер. Протекционистская политика угрожает бизнесу, увеличивая траты на инвестирование и торговлю. Однако один из самых развитых секторов — финансовый, конкурентоспособен и стабилен.

Стоит ещё раз отметить, что данные актуальны на 2019 год, в 2020 многое успело поменяться ввиду коронавируса и кризиса. Тем не менее, уже через год мы получим новую статистику в новом отчете индекса.

В целом, составители индекса неплохо знакомы с экономической политикой государств, особенно учитывая какое количество стран им приходится анализировать. Авторы рейтинга отрицательно относятся к большинству регуляций, чрезмерным государственным расходам и субсидиям. В целом, можно сказать, что их идеалом является минархическое/классически-либеральное государство. Однако авторам не хватает знаний о налоговой системе многих стран — иначе бы Россия не оказалась выше Соединенных Штатов по этому показателю. Вывод — рейтингом пользоваться можно, но осторожно, проверяя их отчеты.

Топ стран индекса
Топ стран индекса

Автор - Станислав Шипицын