Доброе время суток! Продолжаем тему изобразительного искусства. Женщины и живопись. Говоря о русских художницах, нельзя не вспомнить поистине выдающуюся Зинаиду Серебрякову. Впервые я увидела её знаменитый автопортрет "За туалетом" в Третьяковской галерее, тогда ещё ничего не зная об авторе картины. У Серебряковой интересная биография и довольно непростая судьба. Счастье, радость, печаль, боль утраты нашли отражение в работах мастера. Вспомним самые, на мой взгляд, знаменитые и значимые.
Зинаида Серебрякова (в девичестве Лансере) - является одной из самых узнаваемых русских художниц двадцатого века и одной из самых первых русских женщин, получивших известность в истории мирового искусства. Зинаида происходила из творческой семьи Бенуа-Лансере. А сама она появилась на свет "с карандашом в руке" и жила в "чаду энтузиазма". А как иначе? Николай Бенуа, дед Зинаиды Серебряковой, был прославленным архитектором. Мать-талантливым художником-графиком, а отец- известным скульптором. Следует отметить, что супруг Зинаиды, Борис Серебряков, был далек от мира искусства. Он работал инженером путей сообщения.
Творить будущая художница начала уже с ранних лет. В её работах можно увидеть просторы родного села Нескучного Белгородского уезда. Пейзажи полей и лугов со стогами сена, стадами коров и лошадей. Сады, деревенские домики, река Муромка. Очень интересно на картинах Зинаиды Серебряковой запечатлены сцены крестьянского быта (работа, отдых). Тяготение к изображению таких сюжетов говорит о большой любви и привязанности к своему дому, природе и простым людям, к России. Зинаида Серебрякова всегда сохраняла свой индивидуальный стиль. Никакого модерна, футуризма и авангарда, никаких абстрактных идей и символов. Простота, самобытность, открытость и искренность.
А теперь об одной самых узнаваемых картин художницы. Автопортрет "За туалетом" был написан ранней и заснеженной зимой в конце 1909 года, когда двадцатипятилетняя Зинаида Серебрякова жила с детьми в доме на хуторе в Нескучном. Изначально эта работа не задумалась как что-то очень серьёзное, Серебрякова писала её ради забавы. Сразу бросается в глаза обилие светлых оттенков портрета. Мы видим молодую, привлекательную женщину, сидящую перед зеркалом, выполняющую свой утренний туалет. По выражению её лица, едва заметной улыбке можно заключить, что она очень счастлива. Счастлива от того, что просто живёт. Привлекают внимание флакончики с духами, баночки, коробочка с ниткой жемчуга и подушечка для шпилек. Всё это предметы женского туалета, необходимые на каждый, но о которых всем знать не обязательно. Непринуждённая поза героини как будто указывает на то, что полотно было написано для узкого круга лиц, для "своих". Серебрякова не ожидала, что это произведение вызовет у публики такой большой интерес, а также принесёт ей известность. В 1910 году на выставке Союза русских художников это полотно было приобретено Третьяковской галереей.
На многих картинах Серебряковой изображены её четверо детей. На групповом портрете "За завтраком" (1914) мы видим счастливых детей художницы, которой удалось передать характер и настроение каждого ребёнка. Как и в работе "За туалетом", так и здесь присутствуют светлые тона, контрастирующие с синими и коричневыми. Что ещё? Домашний уют, умиротворение, спокойствие, чистота, теплота. Полотно очень жизнеутверждающее, а между тем уже идет Первая мировая война.
Началась Революция. Счастливая жизнь для многих закончилась. В 1919-м Зинаида Серебрякова вынуждена была покинуть родное Нескучное, которое к тому времени было уже разорено, и перебраться с детьми в Харьков. В том же году от тифа скончался муж художницы. После этого Серебрякова напишет свою самую мрачную картину - "Карточный домик" (1919). Печальные и серьёзные лица детей, оставшихся без отца. Преобладают чёрные и тёмно-синие цвета, никакой белой скатерти, маленький букетик увядших цветов. Хрупкий карточный домик, который вот-вот рухнет, символизирует собой тот привычный для Серебряковой мир, с которым она уже распрощалась.
В конце 1920 года Зинаида Серебрякова вместе со своей семьёй переезжает в Петроград, где благодаря знакомству с творческой элитой (жильцы, подселенные "на уплотнение") старшая дочь художницы имела возможность заниматься балетом, а Зинаиде было разрешено входить за кулисы Мариинского театра, наблюдать за происходящим там волшебством. Так в её творчестве появилась тема балета. Балерины совершенно не стеснялись Серебряковой. Они гримировались, репетировали своё выступление, отдыхали и даже переодевались при художнице. И это отображено на картинах. Вся эта подготовка - это ожидание и предвкушение предстоящего радостного события.
Балерины Зинаиды Серебряковой вовсе не похожи на эфемерных и безликих танцовщиц Эдгара Дега, которыми когда-то она была очарована. У русской художницы всё по-другому. Эти девушки - это воплощение женственности и изящества. В них так и кипят молодость и энергия жизни. Так и чувствуешь от них какое-то человеческое тепло. В изображении балерин Зинаида Серебрякова обретает тот самый узнаваемый портретный стиль. Мне очень нравится её работа "Балетная уборная. Снежинки" (1923). Черты лица (нос, брови, форма глаз) и мимика этих юных девушек отдалённо напоминают саму художницу. Заметно, что у танцовщиц весьма игривое настроение. А как кокетливо и грациозно одна из них завязывает ленту на ножке! Изгиб спинки стула почти такой же, как у балерины. И всё это весьма чувственно, но в то же время очень невинно и красиво.
А далее следовала выставка в Нью-Йорке, где четырнадцать работ Зинаиды Серебряковой имели успех и завоевали большой интерес публики. В 1924 году художница отправилась в Париж, откуда так и не смогла вернуться на Родину. В конце двадцатых и начале тридцатых были поездки в Марокко. Популярной в СССР Серебрякова становится с 1966 года, когда проходят выставки её работ. А в 1967 году художница покидает этот мир навсегда...
Почему Зинаида Серебрякова считается первой среди русских художниц? Очевидно, потому, что её произведения были понятны каждому, правдивы, вызывали светлые чувства и мысли.
Благодарю за внимание!