Воспитание детей - задача непростая, занимающая не один год. При этом, институтов и образования для родителей нет (или мы о них не знаем). Однако, если раньше воспитывали "по-старинке", то сейчас молодые мамы и папы активно интересуются методами воспитания.
Оно и понятно - в современном мире отпускать развитие ребенка на самотёк неохота. Хочется уже в детстве заложить качества, необходимые для успеха.
И одним из таких качеств является #уверенность в себе!
Уверенность в себе помогает проявить свои #навыки и умения в полной мере. Уверенный в себе #ребенок без сомнения примется за #решение новой задачи, согласится на интересный проект. А также достаточно легко переживет поражение.
Психологи дают следующие #рекомендации по воспитанию уверенности.
1. ЗАЙМИТЕСЬ СОБОЙ
В среднем до 7 лет самооценка ребенка формируется на основании самооценки его родителей. Трудно вырасти уверенным, если папа и мама сами постоянно испытывают сомнения, жалуются, перекладывают ответственность на других (соседей, начальников, государство и т.д.).
Дети испытывают постоянное влияние эмоционального фона родителей. Если в семье царит негатив, то позитивом зарядиться негде. И вырастают с "отрицательным" зарядом.
Собственная уверенность родителей формирует уверенность детей.
2. ХВАЛИТЕ И ПОДДЕРЖИВАЙТЕ РЕБЕНКА
Поведение папы и мамы сказывается на восприятии себя. Похвала или ругань, разрешения или запреты, поощрение или наказание - каждое действие влияет на личность ребенка.
Для коррекции своих привычек заведите блокнот, в котором будете отмечать похвалу и критику ребенка. А потом посмотрите - сколько раз Вы хвалили, а сколько раз ругали?
- Равно ли количество похвалы и критики?
- А критика - по существенным причинам или "потому что достали"?
Часто мы критикуем ребенка по мелочам - "Что ты нарисовал?", "Не умеешь - не лезь!", "Просыпал сахар - ну разве можно быть таким невнимательным?" и т.д.
Каждое замечание - как маленькая трещинка в стене самооценки. Рано или поздно стена может разрушиться. "Толщина" и "высота" стены - вопрос генетики и психофизиологии ребенка.
При этот каждая обоснованная похвала (даже по мелочи) укрепляет стену самооценки - и это пригодится в будущем.
3. НЕ ПОМОГАЙТЕ РЕБЕНКУ (СРАЗУ ЖЕ)
В Швейцарии, например, детей воспитывают через трудности. Им позволяют ошибаться, не бегут на помощь при первых проблемах.
Например, даже если ребенок в инвалидном кресле не может заехать на бордюр (или в горку), родитель спокойно будет наблюдать за его попытками, пока не получится.
В этой принципиальности заложен отличный смысл - родители показывают, что уверенны в том, что дети "смогут". А заодно приучают к преодолению препятствий.
Этакая "боевая закалка", которая помогает не сдаваться. А когда ребенок вырастает, у него уже есть собственный альбом побед.
Есть даже фильм на подобную тему "Временные трудности". Фильм неоднозначный, про суровое, но эффективное воспитание, со своеобразной отцовской любовью. Смотрели? Что думаете?
4. ДАВАЙТЕ РЕБЕНКУ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Ответственность - качество, которое ценится в мире. Возможно потому, что этого качества многим не хватает.
Давайте детям задания, позвольте принимать решения и нести за них ответственность. Предварительно обсуждайте, как выполнить задание и какое за него ждёт поощрение (либо ответственность за невыполнение).
Например, ребенок "заработал" 100 рублей. И хочет их потратить на пластмассовый пистолет. Вы понимаете, что игрушка сломается за пару дней и даёте ему совет - подкопить ещё и купить игрушку понадёжнее (например, из металла).
Если он хочет, пусть купит "пластмасску". Это его решение - за него не надо ни ругать, ни хвалить. Ответственность на нём.
Как сказал Уинстон Черчилль: "Чтобы принимать правильные решения, нужен опыт. Получить опыт можно, принимая неправильные решения".
5. ПОЗВОЛЬТЕ РЕБЕНКУ ПРИНИМАТЬ ПОРАЖЕНИЯ И ВЫРАЖАТЬ ЧУВСТВА
Одной из больших ошибок (убивающих уверенность в себе) является сокрытие эмоций, переживаний, непринятие и обесценивание поражений.
Мы проиграли и говорим - "ну, это было неважно". Мы разозлились из-за поражения, но ведём себя так, будто ничего не случилось.
Эмоции должны находить выход. Правильное переживание неудачи даёт силу и мотивацию достигать большего успеха, начинать заново с большими усилиями.
Если Ваше чадо не заняло никакое призовое место на олимпиаде, не надо его утешать словами: "не вешай нос", "да и фиг с ней, с олимпиадой" и т.д. Пусть ребенок переживёт поражение. Научите его принимать неудачи достойно, готовиться и снова пробовать.
Научите его "держать удар". Без поражений никуда. Боязнь неудач - признак неуверенности, нежелание признавать себя несовершенным.