...я стоял на огромном крыле самолета, и чувствовал себя самым довольным человеком этого 600-тысячного города. От Ульяновска как-то сразу повеяло детством. Едва замелькали пятиэтажные «панельки», наш автобус закусился со стареньким трамваем, и с трудом его обогнал. Ветеран общественного транспорта бодро отстукивал на краю улицы стыки рельсов, проносясь под свисающими ветками.
В детстве на таких трамваях я накатал ни одну сотню километров. В Астрахани, куда мы в 1990-х уезжали на все лето из Баку, эти красные КТМы являлись главным способом передвижения. Они уже тогда были не первой свежести, но, оказывается, живы до сих пор. Живы, бодры и в общем-то неплохо выглядят. Жители Ульяновска смеются: «Москвичи, если вы не в курсе, куда деваются ваши старые трамваи, знайте: они едут к нам!». Я, разумеется, не удержался, проехав несколько остановок в вагоне моего детства.
С общественным транспортом в Ульяновке, кстати, любопытная градация. Трамваи гоняют исключительно по левому берегу Волги, по правому ходят троллейбусы. А вот с автобусами у города как-то не сложилось. Но горожанам хватает. Здесь, говорят, спешить не принято. В Путеводителе по Волге за 1913 г. о Симбирске (прежнее название Ульяновска) пишут так: «Удивительная тишина, царящая вокруг, и малолюдность создают для путника настроение патриархального быта, необамериканившейся, обломовской, дворянской Руси». С тех пор, конечно, многое изменилось, но многое и сохранилось...
Китайцы и Ленин
Абсолютное большинство жителей бывшего СССР воспринимают Ульяновск исключительно, как родину вождя мирового пролетариата Владимира Ульянова-Ленина. Местные экскурсоводы, кажется, в любой городской лавочке могут найти привязку к Ильичу. Одна из современных ульяновских афиш анонсирует выставку под названием «Детям о вожде». Пройдет она, разумеется, на улице Ленина.
Невольно вспомнился довлатовский «Заповедник», где «великим поэтом дышала каждая травинка» Пушкинских Гор, а любить его нужно было «потому что Пушкин — наша гордость, не только великий поэт, но и великий гражданин!». У Ульяновска с Лениным схожая история.
В Симбирске Владимир Ильич прожил до 17 лет, свои главные дела натворил в Петербурге, тем не менее, историями о нем пропитаны все местные турпрограммы: здесь он родился; здесь жил; здесь сидел за той же партой, что и Керенский; а здесь, споткнувшись о ступеньку храма, понял, что с религией нужно бороться.
Спрос, что любопытно, у туристов на это имеется. И речь не только об отечественных пенсионерах, свято верующих в тезисы марксизма-ленинизма. В допандемийном мире основной турпоток Ульяновска составляли китайцы, для которых коммунистические идеи по-прежнему самые актуальные, передовые и правильные.
Двухэтажный оранжевый дом-музей Ленина - неотъемлемая остановка на пути каждого городского гостя. Вот спальня юного Володеньки, вот его рабочий стол, а это кухня и икона, стоящая в углу.
Инспектор народных училищ Симбирской губернии Илья Ульянов, очевидно, имел неплохой доход. Такое жилище и по сегодняшним дням — особняк. Разве что потолки низкие... Перемещаясь из комнаты в комнату, я трижды ударился головой о притолоки, чем вызвал негодование смотрителя:
- Молодой человек, перестаньте ломать нам музей!
Мои мысли явно вошли в клинч с ранними пролетарскими идеями, но очень быстро вышли из него.
В соседнем дворе с недавних пор работает музей советской ретро-техники. Можно, конечно, в этом найти историю с продолжением - что, дескать, благодаря революции у нас появились мопед «Рига», автомобиль «Чайка», печатная машинка «Москва» и радиоприемник «VEF 201”, но тут все прозаичней: просто во дворе дома-музея имелось подходящее свободное помещение.
Свезенная техника — коллекционная, словно вчера сошедшая с конвейера, хотя некоторым экспонатам за 30 лет. У тех, кто заводил с разбегу мопед «Карпаты» на проселочной дороге, сразу загорятся глаза. Как-то раз я подвозил на таком Люду. Люда крепко держалась за меня, я чувствовал себя брутальным байкером из рекламы «Стиморол». Мне казалось, это любовь. Но вскоре Люда перестала со мной общаться. Сказала, что у меня «очень вонючий мопед». Девушки с юных лет были со мной жестоки...
Город с крыльями
В Ульяновске, куда журналисты попали благодаря Ростуризму, под 2000 объектов культурного наследия. Здесь есть свой парк юрского периода, десяток музеев, множество памятников и соборов.
Мне же Ульяновск в первую очередь запомнится, как огромное хранилище разнообразной техники из детства. На улицах встречаются памятники знаменитому УАЗику, трамваю, военным автомобилям. А музей истории гражданской авиации — это какой-то неописуемый восторг мальчишеской души.
...я стоял на огромном крыле знаменитого Ту-144, пожирая взглядом этот гигантский, раскинувшийся на 18 га, мемориал отечественной авиации. Выстроившиеся рядами «тушки», «яки», «илы», «аны» будоражили в памяти кадры полетов тех времен, когда мир казался большим и правильным, а люди цельными, уверенными в себе и благородными. Только эти самолеты имели право оторвать советского человека от земли - «Аэробусы» и «Боинги» были машинами другого измерения. Ведь если Баку- Астрахань, то Ту-134, до Москвы - Ту-154, Москва-Владивосток — Ил-86. И вот они, герои моего детства, эти неуловимые птицы советского неба стоят, словно вкопанные памятники самим себе. Отслужившие, старые, потрепанные, но по-прежнему с гордо задранным носом, белым фюзеляжем, синей полоской вдоль иллюминаторов и красным флагом на киле.
Музей гражданской авиации был создан в Ульяновске в 1983 году. Сейчас здесь более 4000 экспонатов, 50 из которых непосредственно самолеты, вертолеты и даже аэродромная пожарная машина. С крошечными «кукурузниками» и уникальными гидропланами соседствуют гиганты - пассажирский вариант серийного бомбардировщика Ту-116 или советский аналог «Конкорда», сверхзвуковой Ту-144.
Расстояние в 3300 км. из Москвы в Алма-Ату он преодолевал за два часа. Современные самолеты летят три с половиной. Однако проект закрыли из-за нерентабельности: 144-й ел слишком много топлива и требовал слишком много внимания к себе на земле, а небогатый советский пассажир не мог тратить на билеты сумму, которая окупала бы эти расходы. Так экспериментальные самолеты стали музейными экспонатами...
У Ульяновска особые отношения с авиацией. Здесь расположен крупнейший и самый молодой в России авиастроительный завод «Авиастар-СП» площадью с Васильевский остров. Из его ангаров выходят новые «Ту», «Илы» и модернизированные «Русланы», обеспечивая работой около 10 тыс. человек. Именно здесь на запасной полосе Ульяновского аэродрома снимался эпизод экстренной посадки Ту-134 фильма «Невероятные приключения итальянцев в России». Ее «загримировали» под шоссе, за руль автомобилей посадили летчиков (чтобы в случае чего было проще сориентироваться), и заместитель начальника Ульяновской школы высшей летной подготовки Иван Таращан шесть раз сажал самолет на трассу, и каждый - безупречно.
Императорский объезд
Вечерний Ульяновск пустеет стремительно. На площади Ленина последние мелодии доигрывает «знаменитая» ульяновская волынка. Здесь тоже можно встретить людей в древних шотландских нарядах и бросить им за красивую музыку моменту-другую. Неподалеку памятник букве «ё» - задуманный в 1997 году в честь 200-летия появления еЁ в печати, но установленный не без приключений восемью годами позже.
У главной смотровой площадки на Волгу — точка продажи диковинного алкогольного мороженного, но виды пьянят и без него. По территории Ульяновской области проходит самая широкая часть этой бесконечной реки – более 40 км. А шестикилометровый Президентский мост, соединяющий берега города, до 2012 года оставался самым длинным в России. Потом в Санкт-Петербурге появился ЗСД, а над Керченским проливом крымский гигант. До 2009 года Ульяновск соединял один Императорский мост, и если он вставал в пробку, объехать ее, как горько шутили местные, можно было только через Тольятти или Казань.
...Ленин этой ночью мне приснился не на броневике, а в кабине Ту-144. Он тянул на себя штурвал и кричал: «Впегет, товагищи! На Псковщину! В Заповедник! За Кегенским! Спасать от товагища Довлатова! Геволюция в опастности!». Лайнер стремительно уходил в облака, и тут его неожиданно обогнал ульяновский трамвай...
А какие города российской глубинки удивили вас? Рассказываем, комментируем, делимся!