Найти тему

25-й кадр на службе у рекламы. Мифы и реальность

Когда-то такую рекламу называли сублиминальной, использующей так называемый феномен 25-го кадра. Считалось, что у нее есть один «крошечный» недостаток: она воздействует на подсознание напрямую, минуя и зрение, и разум… Просто бьет «в яблочко», зомбируя бедных зрителей!

Поскольку мир медленно, но верно перебазировался в Интернет о беспощадном 25-ом кадре, как-то подзабыли. Да и методы пропаганды поменялись. А мы вот решили вспомнить о пресловутом, беспощадном и загадочном кадре.
Лично я до сих пор считаю, что это был вымысел, но есть и другие мнения.

Пей Кока-Колу

Началась эта история в далеком 1957 году, когда один предприимчивый менеджер заявил, что провел эксперимент: в течение целого лета в одном из американских кинотеатров он с помощью дополнительного проектора добавлял скрытые кадры к основной ленте во время демонстрации триллера «Пикник». Кадры были двух видов: надписи «Кока-кола» и «Ешьте поп-корн».

Результаты были ошеломляющими: продажи кока-колы в буфете кинотеатра за этот период выросли на 17%, а поп-корна на целых 50! Журналисты и киношники мгновенно «клюнули», и менеджера в плотное кольцо взяла желтая пресса.

Он охотно давал интервью, рассказывая, что эту идею ему подало создание компанией «Кодак» тахистоскопа прибора, дающего крайне короткие вспышки света (вообще-то прибор этот компания изобрела для того, чтобы сфотографировать пулю в полете), которые не регистрируются сознанием, а «улавливаются» только подсознанием.

-2

Менеджер не терял времени и, запатентовав свое изобретение, открыл компанию по сублиминальной рекламе в фильмах. Впрочем, почивать на лаврах ему не дали: изобретение было слишком скандальным, чтобы на него не обратили внимания сильные мира сего. Уже через год ученые потребовали повторить опыт и он никаких результатов не дал!

Осмеянный аферист признался, что фальсифицировал и опыт, и свои выводы. Тут бы и сказке пришел конец, но несчастный «первооткрыватель» подсказал своей аферой интересную идею и за нее схватились буквально все.

Скрытые кадры вставляли в рекламу, а затем поняли, что с помощью невидимых кадров можно заниматься и пропагандой! Механизмы 25-го кадра «расползлись» по всему миру, и хотя на одно сообщение об эффективности этого приема приходится десять опровержений, в мире то и дело фиксируется применение эффекта 25 кадра. Поговаривают, что эта технология усовершенствовалась и ушла в политические сферы. Кстати, из-за многочисленных опытов с эффектом 25-го кадра его применение было запрещено законом практически во всех странах…

Рекламный «приказ»

Итак, как же действует феномен 25-го кадра, по мнению его приверженцев? Его смысл заключается в том, что зрительный аппарат человека не способен различать более 24 кадров в секунду. Мы воспринимаем все, но визуально различаем изображение только в том случае, если оно появляется у нас перед глазами не менее чем на 1/24 секунды. Если картинка появляется и исчезает за меньший отрезок времени, мы не осознаем ее, но подсознательно воспринимаем.

Поэтому, считают адепты эффекта 25-го кадра, достаточно вставить в любую ленту дополнительный кадр, который «проскочит» одновременно с предыдущим, и цель достигнута: человек получил совершенно незаметный «информационный удар» или «рекламный приказ».

Именно поэтому первыми заинтересовались этой технологией рекламщики: мысль о том, что люди посреди какого-нибудь ток-шоу или сериала, восприняв скрытую надпись «Пиво!», помчатся в магазин и сметут с полок месячный запас «волшебного напитка», была очень привлекательной.

Позднее психологи опровергли миф об «убойной» силе 25-го кадра: по их мнению, этот самый кадр не может всерьез повлиять на волю человека. В лучшем случае у зрителя возникнет вялая мысль о рекламируемом таким образом продукте.

Игра в прятки

Исследователи утверждают, что на практике 25-й кадр не является «невидимым» или даже «скрытым»: человек видит его и даже может отметить, как неожиданное мельтешение, поэтому с таким же успехом рекламщики могут через каждую сотню кадров менять кадр передачи на кадр с рекламным призывом!

Рекламные и политические агентства и тут не растерялись (особенно под давлением законов, запрещающих использовать подобные технологии, которые нарушают права человека): так как никто не запрещал «дополнять» ролики любыми изображениями и называть их «спецэффектами», уже в 90-е годы в широкий обиход вошел прием «управления» эмоциями.

Все просто: например, реклама новых духов. Даже начинающий рекламщик скажет вам: чтобы женщина купила духи, нужно внушить ей, что она станет неотразимой, любимой, что мужчины будут бросаться ей под ноги и молить о благосклонности стоит ей только надушиться этими духами.

В телевизионный ролик с незатейливым сюжетом (красивая девушка наносит на длинную шею несколько капелек духов, а затем кружится в романтическом танце с высоким красавцем) с помощью монтажа вставляются а точнее накладываются на подходящие кадры обычные надписи красивым шрифтом: «Любовь», «Красота», «Вы великолепны!», «Я без ума от тебя!» и все в этом духе. Вы даже можете увидеть эти надписи и принять их за деталь ролика, но на деле они призваны дополнительно «зомбировать» вас, внушая именно то, что задумали рекламщики!

Спекуляция на страхах?

Хотя споры по поводу эффекта 25-го кадра не стихают до сих пор, очень многие ученые заявляют, что вся эта теория сплошной «фейк» и вообще просто-напросто спекуляция на человеческих страхах. Мол, механизм восприятия сознанием информации устроен так, что этот самый 25-й кадр ни на что не влияет… Но характерно то, что ни один из ученых так и не смог доказать несостоятельность теории о 25-м кадре: ведь до сих пор механизмы подсознания до конца не изучены!

Переполох в киноиндустрии

Очередная и одна из самых сильных волна паники по поводу 25-го кадра накатила на рядовых зрителей после выхода скандальной и впоследствии ставшей культовой книги Чака Паланика «Бойцовский клуб», в которой ее герой Тайлер, работая в кинотеатре, тайком вклеивает в «сахарные» голливудские фильмы непристойные кадры, а затем с радостью наблюдает за тем, как после каждого такого кадра, не осознанного, но дошедшего до подсознания, люди кривятся от отвращения, а дети начинают рыдать.

Прочитав книгу, тысячи людей действительно перестали ходить в кинотеатры и не смотрели телевизор, боясь вот такого подсознательного воздействия! Американские кинопродюсеры даже подумывали учинить иск Паланику, но передумали: доказать его вину было невозможно…

Также шуму наделала и книга Теодора Рошака «Киномания», в центре сюжета которой был режиссер, искусно комбинирующий в своих фильмах обычные кадры со скрытыми и вызывающий тем самым сильнейшую и не совсем адекватную реакцию зрителей.

Джордж Буш использовал эффект 25-го кадра (реклама медицинской реформы) в своем предвыборном видеоролике. В этом ролике демократов сравнивали с бюрократами, а в 25-м кадре использовали слово «крысы».