Найти в Дзене
Четыре Семерки

Другой Black Sabbath. Не самые типичные треки известной группы

С какой музыкой чаще всего ассоциируется классический Black Sabbath?Какие образы рождаются в голове в первую очередь? Покосившиеся кресты, полумрак...Медленные тягучие риффы и потусторонний голос Оззи. Верно?

В дальнейшем группа еще более укрепилась в статусе одной из самых мрачных групп, сделав это своим фирменным стилем, у которого появились сонмы подражателей.

Но сегодня я хочу разглядеть, а вернее - расслышать другую сторону этого замечательного коллектива. К счастью, Black Sabbath, по крайней мере - в своем классическом составе, совсем не были однобокой группой, штампующей однообразные по содержанию диски один за другим.

 Black Sabbath
Black Sabbath

Первой в этот сборник войдет Planet Caravan. Несмотря на то, что она-то как раз является частью классического наследия Sabbath и прекрасно вписывается в атмосферу тяжелых треков, которые в то время писала группа, все же её нельзя назвать типичной. Очень необычная, атмосферная и нестандартно аранжированная.

В ранних альбомах вообще встречаются уникальные треки, которые звучат ни на что не похоже, словно записаны за несколько часов до рассвета когда спит все живое. Никогда позже это звучание не удавалось повторить. Я бы отнес сюда еще и Solitude с альбома Master of Reality.

Кто-то постарался и сделал атмосферный клип на эту песню.

Следующая в этом ряду - Orchid с того же альбома. Тут надо сделать оговорку, что подобные инструментальные зарисовки несли ясную смысловую нагрузку. По словам Тони Айомми это были те же игры со "светом" и "тенью" которые в то же время использовал в своей музыке и Джимми Пейдж. Разве что Black Sabbath делали это по своему. Акустическая Orchid призвана разрядить атмосферу и создать настроение легкости перед тем как в дело вступят чугунные массивные риффы из Lord of this Word.

Со временем необычных композиций на альбомах Sabbath становилось только больше. Своеобразный перелом - альбом Vol.4 от 1972 года, где таких нестандартных треков появилось сразу несколько. Начнем с Changes, которая совсем не похожа на предыдущее творчество группы. Фортепиано и симфоническое звучание, позитивное настроение, создаваемое вокалом Оззи...это было что-то новое!

Тони Айомми:

"Первые три альбома были все под одну гребёнку, на самом деле, а на “Volume 4” мы начали внедрять что-то другое. Дома в зале я нашёл пианино и поигрывал на нём после миллионов дорожек кокса. Я никогда раньше не играл на пианино и начал учиться этому делу именно там и именно тогда, в те несколько недель. Представьте себе, я не ложился всю чёртову ночь, вынюхивал дорожку кокса, играл немного, другую дорожку кокса, играл, и так, наверное, продолжалось шесть недель. И во время этого занятия я придумал “Changes”. Оззи подошёл и сказал: “О, мне это нравится”, и начал петь. У нас был мелотрон, и Гизер начал на нём играть, в качестве аккомпанемента, что-то вроде оркестровки. Вот так оно с получилось, мы решили записать песню. Вообще-то я был сильно смущён, потому что когда мы записывали её на “Record Plant”, пришёл Рик Уэйкман и спросил: “Кто это на пианино тут играет?”

Я подумал, о нет, сейчас он скажет: ”Это хрень какая-то.”

Но ему понравилось.

Полагаю, мы могли попросить кого-то вроде него сыграть на клавишных, но и Гизер, и я хотели сделать это сами. Мы оба только обучались этому, так что для нас это был вызов."(с)

Что касается FX, то она была просто дурачеством. Тем не менее, трек попал на альбом. Обычным его не назовешь, но с другой стороны - это просто музыкальный мусор!

"Если композиция “Changes” была необычной, то “FX” была определённо запредельной. Мы были почти голышом, когда писали её. Когда вы находитесь в студии четыре часа и курите дурь, у вас едет крыша. Мы принялись играть, пританцовывая, наполовину раздевшись, занимались глупостями. Я ударил о гитару своим крестом, вышло “бумм!”, и мы такие: “Ооо!”

“Бумм!”

“Ааа!”

Все протанцевали мимо гитары, ударяя по ней. Мы просто дурачились. Мы и не помышляли использовать этот трек, но когда на него наложили дилей, мы подумали, о, да, ммм, и включили его в пластинку. Я всегда столько труда вкладываю в каждую вещь, вношу различные изменения во все места, а тут у нас был трек, получившийся случайно из-за того, что парочка обдолбанных людей била по моей гитаре, и попавший в альбом. Настоящий прикол! Если бы у нас было видео этого безобразия, было бы потрясающе.

Или нет."( Тони Айомми)

А вот о Laguna Sunrise такого точно не скажешь! Шедевральная зарисовка! Одна из моих любимиц у Black Sabbath. Невероятно светлое настроение встающего солнца в диссонансе с обычно мрачным звучанием группы.

“Laguna Sunrise” в действительности была вдохновлена восходом солнца над Laguna Beach. Я был там со Споком, одним из ребят из нашей команды, который к тому же был отличным гитаристом. Мы провели там всю чёртову ночь, когда ко мне пришла эта идея на акустической гитаре. Мы также пытались добавить в неё немного оркестра. Я такого раньше никогда не делал, мы никогда ещё до этого не использовали оркестр. Я не умел записывать музыку на бумагу, а Спок умел, так что мы попытались переложить всё в ноты, чтобы оркестр мог это сыграть: “Это что тут за точка? Хорошо, оставь её.”

Мы пришли в студию, и, конечно, оркестр не принял нашу писанину. Им нужно было, чтобы все партии были правильно прописаны, и, когда мы нашли того, кто смог это сделать, они были великолепны. В концовке “Snowblind” мы также использовали оркестровки, а потом и в “Spiral Architect” на “Sabbath Bloody Sabbath”. И в “Supertzar” на “Sabotage”, были где я, игравший партию тяжелой гитары, хор и арфист. Я делал подобное, чтобы привнести другое звучание в нашу музыку."( Тони Айомми)

Похожую, и не менее красивую инструментальную композицию Fluff мы найдем и на следующем альбоме - Sabbath Bloody Sabbath 1973 года, только сразу надо отметить, что не вполне обычным для предыдущего звучания группы стоит считать весь альбом. Забавный факт - эта небольшая пьеса была использована во время венчания гитариста Black Sabbath Тони Айомми на церемонии в церкви! Не думаю, что для этого подошла бы Into the Void или, например War Pigs!

Spertzar очень органично вписывается в стилистику группы. При этом назвать её "типичной", "стандартной" и т. д. вряд у кого либо получится.

Весьма необычная вещь, ставшая своего рода визитной карточкой группы. Ничего подобного в их обширной дискографии не было ни до ни после.

Рассказывает Тони Айомми:

"Композицию “Supertzar” я написал дома на меллотроне, со звуками хора. Я добавил тяжёлую гитару и хорошенько всё замешал. Я подумал, хорошо бы попробовать это в студии, но будет круто, если можно будет использовать настоящий хор. И я заказал хор Лондонской Филармонии. Они пришли и готовы были приступить к делу что-то около девяти утра. Оззи об этом ничего не знал. Он зашёл, увидел весь этот народ и вышел.

“Б****, ошибся студией!”

А потом пришёл опять и начал: “Чего происходит-то, что это за люди?”

“Мы просто пытаемся номер сделать.”

“Ааа... о как.”

Подошла женщина с арфой, у меня была дома арфа, но всё, что я мог на ней сыграть, это “динг, донг”. Она спросила: “Что вы хотите услышать?”

“Ну, что-то типа “динг, донг”. Ну вот то, что я играю.”

Она ответили: “А, что-то вроде этого...”

И её пальца пробежались по струнам.

“Да! Точно!”

Я чувствовал себя идиотом. Что я делаю, прошу её сыграть “динг, донг”? Но в моём багаже такого ещё никогда не было: тяжёлая гитара с хором и арфой. Для меня это был вызов. Я размышлял: хор в пятьдесят голосов и арфа, хорошо бы, чтоб сработало. Но мы это сделали, и звучало всё очень своеобразно и круто." (с)

Я рискую разрезать книгу Тони Айомми "Железный человек" на сотни маленьких цитат! Кому интересно - обязательно найдите и прочитайте ее полностью!

Если Supertsar вполне вписывалась в стиль Sabbath, несмотря на свою необычную аранжировку, то It's Alright стала еще одним шагом к более мягкому и прореженному саунду. Звучала она совершенно не как тот Black Sabbath, который привыкли слышать поклонники. В довершении всего вместо Оззи поет Билл Уорд.

Это были еще не все сюрпризы альбома Technical Ecstasy. Группа решила сделать то, чего раньше за ней не замечалось - сыграть тяжелый рок-н-ролл. Впрочем сделано это было, на мой вкус, талантливо и характерное звучание Sabbath в этом треке все равно прослушивается. Rock-n-roll Doctor.

Но настоящим шедевром пластинки, и также - не совсем типичной для группы композицией я бы признал She's Gone - необычна и аранжировка и текст.

Пожалуй самым нетривиальным альбомом Black Sabbath, записанным в классическом составе можно смело назвать Never Say Die 1978 года. Достаточно многие его чуть ли не проклинают, а мне он нравится из-за своей необычности и нескольких абсолютно нестандартных вещей, которые тут можно услышать.

Air Dance. Очень красивая вещь и абсолютно нетипичная для группы. Тоже одна из моих любимиц, должен сказать! Скорее её можно смело отнести к прогрессивному року. Тут и хард-рок и и пространные проигрыши на фортепиано, и смены ритма, и гитарные импровизации, и синтезаторы в конце и великолепное отстраненное настроение трека.

Braekout. Один из самых необычных треков, когда либо записанных группой! Тяжелый рифф сопровождает ...духовая секция с явным уклоном ...в джаз! Круто!

Swinging The Chain. Оглушительный по звучанию хард-роковый трек, где мы снова слышим вокал Билла Уорда и ...импровизации на губной гармошке, чего не было со времен дебютного альбома.

Трек является( как и некоторые предыдущие) следствием кризиса, в котором тогда находилась группа, Тем не менее он также интересен, как минимум в качестве документа эпохи.

Буду надеяться, что у меня вполне получилось раскрыть иную сторону классических Black Sabbath. Доводилось видеть некоторые треки из этой подборки в разного рода "списках худших песен" коллектива, в частности таким подходом иногда грешит журнал Classic Rock. Например, им не понравилась It's Alright . Ничего ужасного в этой песне я не вижу.На мой взгляд, тем и хороши были 70-ые, что практически не встречались сколько нибудь известные группы, которые создавали музыку в узкой нише. Большинство гигантов рока того времени были полистиличны и делали весьма многогранный и разносторонний материал. И Black Sabbath - не исключение.

На этом сегодня прощаюсь!

Всем мира, добра и хорошей музыки!

Другие статьи автора:

От Black Sabbath к Heaven and Hell

Sweet Fanny Adams.Лучшее средство от плохого настроения

Led Zeppelin.Свет. Лучшие баллады