Найти в Дзене
Realist Media

Как самая «женская» компании в мире AVON утонула после того, как её возглавили женщины

Сын ирландских эмигрантов Дэвид МакКоннелл начинал как не слишком успешный продавец женских романов. Чтобы привлечь покупательниц, он стал душить книги парфюмом с ароматом белой розы. Духи он смешивал собственноручно, прямо у себя дома. Книги по-прежнему никому были не нужны — зато МакКонела постоянно спрашивали, где можно приобрести духи. В 1886 году он зарегистрировал в Нью-Йорке небольшую парфюмерную компанию California Perfume Company. Название Avon, в честь родного города любимого драматурга МакКонела — Уильяма Шекспира появилось уже после смерти основателя.

Дэвид МакКоннелл в 1905 году. Фото: Public Domain
Дэвид МакКоннелл в 1905 году. Фото: Public Domain

В конце XIX века 80% американских женщин не работали. МакКонел решил продавать женщинам возможность делать бизнес в индустрии красоты. Для этого нужно было всего лишь назваться агентом Avon и купить пробную партию товара. За первые десять лет Avon завербовала более 10 000 представительниц, к 1949 году их было уже 65 000. Косметика Avon никогда не отличались исключительным качеством, зато ассортимент всегда был широкий. Десятилетиями главным инструментом продаж для Avon были каталоги по типу модных женских журналов.

Продукция Avon в 1929 году
Продукция Avon в 1929 году

К началу XXI века Avon достигла пика могущества — капитализация компании на Нью-Йоркской фондовой бирже достигла $21 млрд. В 1999 году Avon впервые возглавила женщина — Андреа Юнг, которая пыталась убедить мир в том, что Avon — гламурная бьюти-корпорация вроде L’Oréal. Однако аудитория компании — люди, которые не могут позволить себе косметику дороже $15. Avon критикуют за её нелюбовь к интернету. Компания направление e-commerce никогда толком не развивала. Упор на диджитал она сделала лишь пару лет назад: сегодня клиенты могут заказать товар через сайт, но привозит его не курьер, а агент.

Продажа продукции Avon в Японии. 1978 год
Продажа продукции Avon в Японии. 1978 год

В 2012 году глобальный парфюмерный гигант Coty делал Avon предложение: купить компанию за $10 млрд. Это в два раза меньше, чем она стоила десятью годами ранее, но почти в 12 раз больше, чем она стоит сейчас. Avon, незадолго до этого отметившая 125-й день рождения, отказалась. Чтобы выйти из кризиса, Avon наняла звёздного CEO. Им стала Шери Маккой (10-е место в списке самых влиятельных женщин 2011 года), которая до этого 30 лет работала в Johnson & Johnson. Но лодка продолжала тонуть и при ней.

Шери Макка
Шери Макка

В 2015 году Avon уступила звание лидера рынка Amway. В мае 2019 года стало известно, что компания продана за $2 млрд бразильской компании Natura Cosmeticos, которая также владеет магазинами The body shop. Основной причиной сделки стали ошибочные решения менеджмента Avon о расширения формата продаж и переход на инстор. В результате понесенных убытков компания была вынуждена сократить более 2000 сотрудников для оптимизации расходов.

Читайте также: как был создан и как выглядит сейчас старейший отель в мире, которому больше 1300 лет?