Найти в Дзене
Дневник войны.

Дневник войны. В путь на ЛенФронт. Часть 59.

Оглавление

Часть 60. "Потеря" командира...

Часть 58. Смерть в Невеле...

Часть 1.....

СНОВА В ПУТИ. НА ЛЕНФРОНТ

Военные мемуары,

Товарных теплушек нары.

М.Матусовский

В Невеле мы не задержались. Фронт надолго стабилизировался; танки вкопаны у самых могил и только артналеты нарушают кладбищенскую тишину и вечный покой наших предков. День, другой... и, как всегда неожиданно, по тревоге, танки, почти бесшумно, отводятся с передовой. На каком-то захолустном полустанке мы грузимся в железнодорожный эшелон. Опять теплушки, холод, сквозняки, но никто не болеет, не простужаемся. Я не помню, чтобы на фронте, кто-нибудь захворал. Наоборот - люди, вроде, крепчают, вылечиваются застарелые язвы, о бессоннице и плохом аппетите смешно и думать! Доктор Бодров объяснял это постоянным напряжением, особым настроем организма на выживание. Правда, надо добавить, что нас постоянно пропитывают (из шприцев) всякими поливакцинами. Недаром, сколько мы, бывало, не вскармливали на себе человеколюбивых насекомых, а о тифе мы и не слыхали. Чего не избежала русская армия в первой мировой и гражданской войнах.

Уже в начале пути узнаем, из "достоверных источников", что нас перебрасывают со 2-го Прибалтийского фронта на Ленинградский. Впрочем, нам - "отдельным, это уже привычно. Почти стандарт!

Запомнилось, что на одном лесном разъезде внимание всех, (особенно водителей колесных машин) привлек стоявший в тупике длиннющий состав платформ с новенькими, сияющими краской и девственной чистотой, автомашинами "студебекер".

-2

Мы их получали по Ленд-лизу - соглашению, по которому американцы снабжали техникой и материалами нас и других союзников, воюющих с Германией. "Разведка донесла" что эшелон с этими мощными, прекрасными машинами стоит здесь давно, потому, что шоферня, проезжавших мимо полустанка машин, "позаимствовала" жизненно важные механизмы и детали. И что ни одна из этих машин не может сойти своим ходом с платформы. Запасных же частей или американцы не поставляли, или до этого полустанка они не пока не доехали. И участь этих машин могла вызывать только сожаление. Узнали, что военный комендант, допустивший стоянку машин без охраны, расстрелян по решению военного суда. Вот так!.. Между прочим, в нашем солидном полковом автопарке был только один "Студебекер", вытаскивавший из грязи наши "зисы" и "газики", вместо отобранных у нас легких танков "Т-70". Поэтому легко понять негодование наших шоферов, мечтавших заполучить такую надежную машину и видящих такую вопиющую бесхозяйственность. Но, по правде сказать, если порыться под сиденьями их машин, то, почти у большинства, можно было найти немало, неизвестно где "заимствованных" запчастей и дефицитных деталей. Следует учесть, что по линии снабжения запасных частей поступало ничтожно мало. "Загорать" же где-то на дороге из-за поломки, не выполнить боевого задания никому из водителей не хотелось. В этих условиях язык не поворачивается строго обвинять этих фронтовых трудяг в чем-либо. Просто грех соблазнять их отсутствием охраны. И меня простите за эти мои оправдательные рассуждения. Если бы не самоотверженный труд, находчивость и смелость этих ребят - шоферов, боепитание не могло бы выполнять свои нелегкие задачи.

В Ленинграде наш эшелон поставили на запасных путях Балтийского вокзала. Офицер комендатуры передал приказание командиру полка и замполиту явиться в штаб бронетанковых сил фронта. Сразу с платформы был спущен "Виллис", а меня начальство взяло в качестве проводника по городу. Доведя "Виллис" до входа в штаб, я, с разрешения командира, быстрым шагом пошел к своему дому у Казанского собора.

Был конец января 1944 года. По сравнению с мартом 1942 года город преобразился. Как будто он стряхнул с себя какую-то пакостную паутину. Не было сугробов и наледей, разломанных и сгоревших трамваев и автобусов, а главное - сгорбленных, закутанных во что попало людей - они распрямились. Невский был малолюден, но звеня прошла полупустая "четверка", как будто иначе и небывало. Кое-где о минувшей блокаде напоминали полуразрушенные здания, выщерблины - раны на стенах домов и синие штампы - объявления на стенах домов четной стороны проспекта:

"Граждане! При артобстрелах эта сторона улицы наиболее опасна"

Оригинальная надпись. 1944г Фото из открытого источника.
Оригинальная надпись. 1944г Фото из открытого источника.
То же место. Наши дни.
То же место. Наши дни.

Такая надпись на стене дома, где когда-то был магазин, известный под шутливым названием "Смерть мужьям", сохранена и доныне, в память о блокадных фронтовых днях. Да, еще были видны, потрепанные непогодой обрывки, расклеенных в 1941 году добрых стихов акына Джамбула:

...Ленинградцы, дети мои,

Ленинградцы, гордость моя...

Эти дружественные, поддерживавшие дух ленинградцев, строки старого поэта, я бы тоже увековечил на стене одного из проспектов Петрограда, как знак единства страны в тяжелую годину. Открыл было свою квартиру: было пусто, все покрыто пылью и скованно холодом. Подумал: "А для чего я, собственно, пришел?" И закрыл дверь.

Когда мы возвращались на "Виллисе" к месту стоянки эшелона, командир полка Дьяченко рассказал, что эстонцы снова вытащили наш полк в свой корпус. И что командир корпуса генерал Пэрн добился этого, чуть ли не через Главнокомандующего, то - есть Сталина. Он настойчиво, якобы, напоминал, что танки нашего полка приобретены на деньги эстонских трудящихся и что на их броне по-эстонски написано "За Советскую Эстонию".

-5

Хотя этих танков уцелело всего несколько штук. Потом командир тяжело вздохнул и добавил:

- Прости его бог!.. Как будто угадал, что его ожидает...

Часть 60. "Потеря" командира...

Часть 58. Смерть в Невеле...

Часть 1.....

Делитесь информацией ! Спасибо за прочтение статьи!

Ставьте лайки и новые статьи из нашего канала будут быстрее показываться в вашей ленте.
подписывайтесь на канал!
Буду рад видеть Ваши комментарии, интересно Ваше мнение !!!

НО негатив и оскорбления - блок и удаление.