Отношения Сергея Есенина с Богом - это одна из самых важных тем для понимания его творчества. Вернее, это самая важная тема. По сути дела, между Есениным и Господом произошел трагический конфликт, который завершился самоубийством поэта (в том, что это было именно самоубийство, я не сомневаюсь и на эту тему даже написал статью).
Есенин прошел путь от верующего мальчика, прилежного ученика церковно-приходской школы в селе Константиново до автора богоборческих поэм, которые даже самым ярым ненавистникам религии казались кощунственными.
"Господи, отелись" - призывает Есенин в поэме "Преображение".
В "Инонии" он издевается над церковным таинством евхаристии, которое когда-то было священным для него:
Тело, Христово тело,
Выплевываю изо рта.
Справедливости ради следует сказать, что богоборческие поэмы Есенина не стали популярными, не снискали славу. Это даже удивительно, ведь писались они в ту эпоху, когда издавался журнал "Безбожник", когда жгли иконы и разрушали храмы. Я считаю, что эти поэмы Сергея Александровича выглядят инородными в его творчестве, они идут вразрез с самою сутью его таланта, его естества. Его души, если позволите. И эта неискренность, этот надрыв делают поэмы достаточно слабыми с художественной точки зрения (разумеется, если сравнивать с другими, гениальными вещами Есенина). Когда читаешь "Инонию" или "Преображение", возникает ощущение, будто маленький мальчик-пастушек грозит кулачком небу с пригорка.
Ни в коем случае нельзя недооценивать колоссальную трагедию Есенина, связанную с отказом от веры, от Христа. Юноша, который, плача, молился перед иконами, и мужчина, в моменты алкогольного опьянения посылающий Господа на три буквы ради того, чтобы эпатировать собравшихся женщин - этот путь Есенин прошел за какие-то пять-шесть лет. И это была тяжелая ломка его духа.
Вспомните строки одного из самых знаменитых стихотворений Есенина "Мне осталась одна забава":
Стыдно мне, что я в Бога верил.
Горько мне, что не верю теперь.
Стыдно, потому что кругом атеистическая прогрессивная молодежь, комсомол, за которым Есенин бежит, задрав штаны. Стыдно за свою веру, за то, что крестился, за то, что молился, за то, что был не современным.
Но почему же Есенину горько, что он не верит в Бога теперь? Быть может, потому, что с Богом ему жилось несравнимо легче? Может быть, вера все же была поддержкой для него, чем-то, что удерживало Сергея Александровича от саморазрушительного поведения?
Эти две строчки дают практически полное представление о той драме, что творилась в душе Есенина.
А что такое был Господь для Есенина отлично демонстрирует стихотворение, написанное девятнадцатилетним поэтом в 1914 году. Удивительно, но это замечательное произведение знакомо далеко не всем любителям поэзии Сергея Александровича.
Шел Господь пытать людей в любови,
Выходил он нищим на кулижку.
Старый дед на пне сухом в дуброве,
Жамкал деснами зачерствелую пышку.
Увидал дед нищего дорогой,
На тропинке, с клюшкою железной,
И подумал: "Вишь, какой убогой,-
Знать, от голода качается, болезный".
Подошел Господь, скрывая скорбь и муку:
Видно, мол, сердца их не разбудишь...
И сказал старик, протягивая руку:
"На, пожуй... маленько крепче будешь".
1914 г.
Поразительное произведение. Чистое, светлое, как родниковая вода. И смысл этого стихотворение чист и прозрачен: Бог - он в людях. Бог - это то добро, что находится в каждом из нас. Бог - это то, что заставило нищего старика протянуть другому страннику последнюю корку. Бог - это любовь к ближнему своему.
--------------------
Мой Инстаграм
Мой Фейсбук
Я на Автор.Тудей
Почитать другие статьи можно ЗДЕСЬ.