Читать первую часть
Здравствуйте, дорогие друзья!
Мы продолжаем рассказ про замечательного композитора Стива Уинвуда и издания альбомов группы Traffic.
Работая над своим намеревающимся стать первым сольным альбомом Уинвуд пригласил к участию Криса Вуда и Джима Капальди, в итоге альбом, вместо задумывавшегося как Mad Shadows, получил название John Barleycorn Must Die (Джон «Ячменное зерно» должен умереть») и вышел в итоге под маркой реформировавшегося Traffic на счастье всем поклонникам группы и особенно ребятам из Island Records. Прям возвращение блудного сына! А название Mad Shadows перекочевало (благодаря продюсеру Гаю Стивенсу) на второй альбом замечательной британской команды Mott The Hoople.
«Джон «Ячменное зерно» записывался втроем и по структуре не изменил темпу двух предыдущих альбомов, но получился, в отличие от своих предшественников, наиболее запоминающимся. Лично я его считаю самым лучшим в дискографии группы, ну а 5-е и 11-е места в национальном хит-параде Соединенных Штатов Billboard 200 и британских чартах соответственно вкупе с золотым сертификатом только подкрепили такое утверждение. Главным образом, альбом стал детищем не лично Уинвуда, а всего трио (если учитывать авторство композиций). Кстати, «John Barleycorn Must Die» была инспирирована английской народной песней 16 века про Джона «Ячменное зерно», которая на самом деле символизировала тяжелый процесс выращивания ячменя и варения из него в дальнейшем пива и виски. Соответственно, на лицевой стороне конверта пластинки была изображена охапка колосьев ячменя, а на задней стороне рисунок этого загадочного Джона.
В ведущих странах альбом вышел с разворотом, при этом различают несколько видов оформления: в США конверт был выполнен в коричневатых, затем в серых тонах с изображением мешковины, поздние выпуски уже были без нее, а в Европе, Японии и Канаде пластинки выходили без рисунка мешковины, первые издания были коричневатого цвета из плотной грубоватой бумаги (по структуре напоминающих внутренний картон конвертов), дальнейшие выпуски были серого цвета. Некоторые варианты обложек, отличимых от оригинальных версий, встречались у Израиля и Германии (к примеру, см. здесь и здесь). Кстати, первое английское издание этого альбома я приобрел буквально две недели назад, теперь у меня в коллекции первопресс и немецкое переиздание середины 1980-х г. с серым конвертом.
В поддержку альбома John Barleycorn Must Die группа дала серию турне в составе сначала квартета (присоединился Рик Греч, с которым Уинвуд выступал в Blind Faith и Ginger Baker's Air Force), а затем с участием барабанщика Джима Гордона и ганского перкуссиониста Энтони Кваку Баа. В серии концертов 1971 года принял участие (в третий раз) и Дэйв Мэйсон, который в течение 1970-1971 гг. активно занимался сольной карьерой и выпустил два лонгплея (его дебютный сольник Alone Together, 1970 года, в первом штатовском издании с шикарным тройным разворотом вышел на цветном виниле). Так, в результате концертов в июне и июле 1971 г. в Fairfield Halls и The Oz Benefit Concert в Лондоне родился первый за все время концертный альбом Welcome to the Canteen («Добро пожаловать в столовую»), вышедший в сентябре 1971 г. Этот альбом был последним, вышедшим в США на лейбле United Artists Records. Треклист включал в себя по одной песне их первых трех альбомов Traffic, две композиции Мэйсона «Sad And Deep As You» и «Shouldn't Have Took More Than You Gave» с его сольного дебютного альбома, и известный хит «Gimme Some Lovin» из репертуара The Spencer Davis Group.
Любопытно, что концертник вышел не под названием Traffic, а по именам семи музыкантов, принимавших участие в концертных выступлениях: Steve Winwood, Jim Capaldi, Dave Mason, Chris Wood. Rick Grech, Reebop Kwaku Baah, Jim Gordon. Слово «Traffic» было напечатано на этикетках некоторых изданий лейбла Island Records, но в очень редких случаях, а на задней стороне конверта всех изданий справа на стеклянной бутылке можно увидеть логотип группы, как бы символизирующей о том, что концертник принадлежит Traffic. Получается, это такой некий дружеский альбом между старыми приятелями – Мэйсоном и Уинвудом.
Зато сама группа к выходу пятого студийного альбома The Low Spark of High Heeled Boys (в ноябре 1971 г.) разрослась до 6 человек: в записи приняли участие помимо Уинвуда, Вуда и Капальди перкуссионист Кваку Баа, бас-гитарист Рик Греч и барабанщик Джим Гордон. Дэйв Мэйсон участия в альбомах более не принимал. Конверты преимущественно всех изданий были оформлены с отрезанными верхним правым и нижним левым углами, как бы создавая фигуру куба, и с учетом рисунка в виде трехмерного куба, конверт казался действительно объемным. Вкладки, которые различались цветом и рисунком куба у американских и японо-европейских изданиях, также были выполнены по форме конверта. Весьма оригинально, надо сказать! Также обращает на себя внимание, что название альбома на «пятаках» европейских изданий было напечатано с дефисом «…High-Heeled…». Альбом получил статус золотого, а спустя 25 лет с момента выхода стал платиновым. Наибольшей популярности достигла одноименная композиция «The Low Spark of High Heeled Boys», длительностью 11 мин. 41 сек., из-за чего никогда не выходила в качества сингла.
С подобным оформлением вышел и шестой студийный альбом Shoot Out at the Fantasy Factory (февраль 1973 года). Основа рисунка осталась та же – трехмерный куб, внутри которого на фоне звездного неба летели две фигуры в старомодных костюмах. Вкладки на европейских изданиях остались прежними – белый фон с цветным кубом посередине, а в американских изданиях рисунок вкладок повторял лицевую сторону конверта (но без фигур в костюмах). Треклист содержал 5 композиций (самый маленький треклист среди всех остальных альбомов) и 13-минутную композицию «Roll Right Stones». Музыка и стихи были написаны в основном в дуэте Уинвуд-Капальди, за исключением «Tragic Magic», сочиненную Крисом Вудом. Альбом был записан при участии музыкантов из группы Muscle Shoals Rhythm Section - Дэвидом Худом (бас-гитара), Роджером Хокинсом (ударные), Барри Беккетом (клавишные) и Джимми Джонсоном (гитара), при этом Худ и Хокинс указаны на задней стороне обложки как участники группы.
В составе септета Уинвуд-Вуд-Капальди-Баа-Худ-Хокинс-Беккет группа отправилась в турне, результатом которого стал выход в том же 1973 году второго концертного альбома On the Road (октябрь 1973 г.). Он же стал первым и единственным двойным виниловым альбомом. Записи были взяты с концерта в Германии, проходившего в апреле 1973 года. Все издания вышли на Island Records, при этом на территории Северной Америки дистрибьютором был лейбл Capitol Records (это же справедливо и для американских изданий альбома Shoot Out at the Fantasy Factory). Первые пресса в Канаде и США вышли с одной пластинкой и содержали 4 композиции, из которых «Low Spark Of High Heeled Boys», в европейской версии составлявшая 17 мин. 35 сек., была урезана до 15 мин. 10 сек. Издания разворачивались, с внешней стороны представляя собой единый рисунок, и комплектовались двумя вкладками с изображением в юмористическом тоне знаков дорожного движения (богата фантазия, если внимательно смотреть).
(Пред)Последний альбом группы Traffic вышел в сентябре 1974 года под названием When the Eagle Flies и был записан в составе Уинвуд-Вуд-Капальди и Роско Ги (на бас-гитаре). Кваку Баа хоть и исполнил перкуссионные партии на композициях «Graveyard People» и «When the Eagle Flies», но среди участников альбома не был заявлен в связи с его увольнением (впоследствии он вместе с Роско Ги войдут в состав немецкой группы Can). Как и на предыдущих альбомах, среди композиций выделялась 11-минутная «Dream Gerrard», написанная в соавторстве с английским бардом Вивианом Стеншеллом, участником авангардной команды The Bonzo Dog Doo-Dah Band. Это был третий альбом, получивший статус золотого. Издания альбома (кроме мексиканского, кат.номер Island Records – LA 016, Island Records – ILPS-9273) не разворачивались, но рисунок на аверсе и реверсе обложки был единым. Издания комплектовались черной вкладкой с текстом песен и рисунками. Немецкие издания вышли с текстурированной обложкой, вероятно с такой же вышли и первые английские издания, но внятных фотографий я в Интернете не нашел. По крайней мере, у меня английский пресс представлен с обычной обложкой. В США и Канаде пластинки выпускались лейблом Asylum Records, однако логотип данного лейбла на «пятаках» не фигурировал, а был нарисован только рядом с латинской буквой «i» внизу посередине на реверсе обложки. Единственным отличием было изображение логотипа группа на этикетках, как бы в лапах орла (в неамериканских изданиях логотип был нарисован на крыле орла).
В середине тура в поддержку альбома группа Traffic распалась, и Уинвуд с Капальди реанимировали ее вдвоем только спустя 20 лет, когда в мае 1994 года вышел восьмой по счету альбом Far From Home (выпущен на CD лейблом Virgin). Конечно же, это был совершенно другой звук и исполнение, вместе с тем в своей родной Англии альбом достиг 29 строчки в чартах, что явилось несомненным успехом со времен альбома John Barleycorn Must Die. Последний раз музыканты собрались вместе на церемонии введения в Зал славы рок-н-ролла в 2004 году (Уинвуд, Капальди, Мэйсон и Стефани Вуд вместо покойного брата Криса Вуда, умершего в 1983 году). Затем, когда в январе 2005 года ушел из жизни Джим Капальди, Уинвуд в этом же году выпустил на DVD концерт (отыгранный еще в 1994 году) под названием The Last Great Traffic Jam, после чего поставил жирную точку в истории группы Traffic.
В 2018-2020 годах в память о замечательной группе были выпущены различные пластинки, состоящие из сессий и концертов, среди них можно отметить бокс-сет от 2019 года под названием The Studio Albums • 1967-1974, содержащего шесть ремастированных студийных альбомов (Last Exit не включен) с цветными промо-постерами для каждого из них. Стоит это удовольствие весьма недешево, зато разом можно приобрести все альбомы, представляющие музыкальный интерес.
Я же в своей коллекции держу вышедший только в США в 1975 году сборник More Heavy Traffic (на United Artists Records). Ничего оригинального в нем нет, разве что обложка имеет такую же бумагу как и на John Barleycorn Must Die, а названия композиций и их авторы на задней стороне обложки расположены вверх ногами.
(к сожалению, на Яндекс.Музыка песни с этого альбома отсутствуют, поэтому даю ссылку на целый лонгплей на ютуб)
Еще до роспуска группы и перед первым сольным альбомом Стив Уинвуд успел поучаствовать в сочинении партий капитана Уолкера из рок-оперы группы The Who - Tommy, записи и продюсировании альбома Реми Кабака Aiye-Keta (1973, выпущен лейблом Island Records) (вышел как проект Third World и является любопытной работой в области афробита), а также в записи проекта японского композитора Стому Ямасита - Stomu Yamashta's Go, представляющего собой смесь дарк и спейс-эмбиента, прог-рока, фьюжна и неоклассики, одним словом авангард. Участие в записи принял также известный гитарист Ал Ди Меола. Альбом вышел в 1976 году на все том же лейбле Island Records (во Франции на лейбле EMI), некоторые издания в Европе и США комплектовались 8-страничным буклетом. В этом же году вышла и его концертная версия а Go Live From Paris (запись от 12 июня 1976 г. в Palais Des Sports).
Стив Уинвуд был инструменталистом (спокойно владел игрой на гитаре, меллотроне, пианино, органе, синтезаторе и некоторых других инструментах), принял участие в работах многих коллективов и исполнителей, больше всего, наверное, в сольных работах Джима Капальди, начиная с 1972 и заканчивая 1988 годами, а также у Эрика Клэптона (на сольных альбомах 2005, 2010 и 2013 годов, а также на совместном двойном концертном альбоме, записанного в Мэдисон-сквер-гарден, Нью-Йорк, в 2008 году), Дэвида Гилмора из Pink Floyd (второй сольный альбом About Face 1984 года), Джорджа Харрисона (восьмой одноименный альбом 1979 года), Кристин МакВи (из Fleetwood Mac) (второй сольный одноименный альбом 1984 года), и многих других. Уинвуд появился даже на сольном альбоме Дэйва Мэйсона 1987 года Two Hearts.
Но вот сольные его работы выдержаны больше в софт-поп-роке, нежели в проге или каком-нибудь джаз-роке. Как и первые три сольные работы Джима Капальди, первые три сольника Уинвуда еще представляют интерес (у меня на виниле имеется Arc of a Diver, вышедший 31 декабря 1980 г.), остальные мне лично не очень нравятся, совершенно другая музыка, контрастирующая с тем, что Уинвуд делал в 1963-1976 годах. Но это только мое личное мнение. Вообще, четвертый альбом Back in the High Life (июнь 1986 г.) был признан самым успешным в его дискографии (золотой статус в Британии и трижды платиновый в США), хотя по количеству собранных наград на первом месте должен стоять альбом 1988 года Roll With It (по две платины в США и Канаде и по одному золоту в Британии и Швеции).
Альбомы периода 1977-1986 годов выходили только на Island Records, альбомы периода 1988-1996 годов выходили на лейбле Virgin, последний сольный альбом Nine Lives датирован апрелем 2008 года и вышел на Columbia, при этом он был единственным, который вышел с разворотом. Все альбомы, которые выходили на виниле, а это большинство, в ведущих странах комплектовались вкладками с текстами песен.
В заключение статьи о наиболее интересных изданиях альбомов бывших участников группы Traffic я бы отметил лимитированное в 1000 экземпляров издание в формате "бокс-сета" саксофониста и флейтиста Криса Вуда. Сборник под названием Evening Blue был выпущен 03 февраля 2017 года в Англии, в комплект входили: одна виниловая пластинка, 4 CD-диска и широкоформатная книга в количестве 212-страниц с 420 цветными фотографиями и интервью с Вудом и разными музыкантами, прежде всего из Traffic. Общий треклист из 66 композиций содержал композиции, в которых Вуд принимал участие, включая «Moon Child Vulcan» (замененную на композицию «Memories of a Rock 'n' Rolla» в альбоме When the Eagle Flies группы Traffic), 4 композиции времен проекта Mason, Capaldi, Wood& Frog (в первой части статьи упоминался как Wooden Frog) и нереализованный сольный альбом, сочиненный еще в 1970-х годах.
А что уважаемые коллеги-меломаны думают про группу Traffic и сольное творчество Стива Уинвуда? Пишите в комментариях.
Я с вами на этом прощаюсь, до самых скорых встреч. Берегите себя и своих близких.
Если вам понравилась статья, подписывайтесь на наш канал на Дзене, оставляйте комментарии, делитесь публикациями в соцсетях.
-------------------
Автор статьи – Председатель Общества Коллекционеров Санкт-Петербурга Страхов Александр.