Когда речь идет об искусственном интеллекте, многие думают о крупных и масштабных системах, о суперкомпьютерах типа IBM Watson или огромных научных центрах. Но в реальности ИИ уже давно стал доступным для решения множества типовых задач. Сегодня мы расскажем, как нейросетями может воспользоваться, например…булочная! Как говорится, почему бы и да!
Что может быть проще, чем небольшой бизнес, может быть даже семейный, выпускающий свою продукцию для местных потребителей? Для работы такого бизнеса достаточно статуса предпринимателя и нескольких человек персонала. Какой тут искусственный интеллект? Однако практика показывает обратное, ведь ИИ способен улучшить множество процессов даже в малом бизнесе.
Что делать нейросетям с малым бизнесом?
Искусственный интеллект применим в любой сфере, где присутствует значительный объем данных. Подозревает об этом бизнес или нет, но данные накапливаются у него с первого же дня работы, и каждая крупица информации может помочь в машинном обучении и подскажет искусственному интеллекту, как улучшить бизнес-процессы.
Если говорить о пекарне, то такое микропредприятие имеет все возможности для сбора следующих данных:
- Возможности производства разных хлебобулочных изделий
- Объемы продаж в зависимости от времени суток и дней недели
- Влияние на спрос и продажи праздников и выходных
- Изменение предпочтений покупателей от времени года
- Колебания цен на муку и другие компоненты
Эффективность работы персонала в зависимости от длины смены
Если же внедрить любую систему лояльности, например, предлагать людям скидку по номеру телефона или выдать карточки с уникальными номерами (хоть это и архаизм, но работает), данных становится еще больше:
- История покупок для каждого клиента в отдельности
- Индивидуальные предпочтения ваших покупателей
- Реакция на различные акции и скидки
- Оценка потребителями появления новых продуктов
Таким образом, малый бизнес обладает достаточным количеством данных для того, чтобы внедрить технологии искусственного интеллекта. И если даже вы не накапливали информацию на протяжении нескольких лет, не стоит расстраиваться — самое время собирать данные прямо сейчас! Ведь как только процесс сбора информации запущен, ИИ получит базу для оптимизации вашего бизнеса.
Индивидуальные предложения для клиентов
Основываясь на анализе предпочтений клиентов, истории их покупок, участия в акциях, можно создавать наиболее привлекательные предложения для каждого из покупателей. Например, может оказаться, что пенсионер Иванов будет с удовольствием покупать дополнительную маковую булочку каждый день, если предложить ему персональную скидку 5%, а гражданка Сидорова будет покупать черный хлеб вдвое чаще, если он будет идти в комплекте с белым. Проверять все гипотезы вручную совершенно невозможно, но искусственный интеллект способен не только сформировать возможные предложения (в заданных рамках), но и подобрать для них правильных адресатов.
Идеально, если вы собираете подписчиков в социальных сетях и там раздаете скидки и анонсируете конкурсы. В этом случае ИИ сможет также анализировать профили покупателей и делать выводы о поведении каждого из них. Так, у вас будут спецпредложения к дням рождения и личным праздникам, а также кексики, подобранные прямо под настроение покупателя.
Возврат ушедших клиентов
В малом бизнесе очень полезно знать своих клиентов “в лицо” или, по крайней мере, “в номер телефона”. Если человек стал реже совершать покупки или вовсе перестал заходить к вам, ИИ предложит варианты возвращения покупателя.
Наличие дополнительных данных из соцсетей также помогает ИИ разобраться, почему это происходит. Может быть человек заболел, тогда мы сможем предложить ему доставку. Может быть он переехал, и тогда нет смысла закидывать его SMS и предложениями через мессенджеры.
Работа с отзывами
Сегодня любой бизнес имеет свою репутацию. Клиенты активно оставляют отзывы на разных площадках, посылают их непосредственно руководству и в социальные сети. Mobifitness это, конечно, не пекарня, но сути дела это не меняет. Они обучили нейросеть на основе сотен реальных отзывов клиентов, в результате чего ИИ стал автоматически определять тональность отзыва и отмечать наиболее важные.
ИИ может присвоить отзыву эмоциональный рейтинг, а также оценить степень агрессивности негативных комментариев. Это полезно при любых масштабах компании, потому что реагировать вручную на отзывы сложно не только, когда бизнес разрастается, но и в случае нехватки рук. Подход с использованием нейросетей экономит рабочее время сотрудников и заботится о репутации компании в сети, даже если у вас нет ни времени, ни сил.
Оптимизация производственных процессов
Даже когда у вас всего несколько сотрудников, эффективность их работы напрямую зависит от множества факторов. Например, кто-то сохраняет работоспособность на протяжении 5 часов, а кто-то может нормально работать 8. У кого-то вкуснее получаются булочки, а у кого-то пирожки с капустой. И это объективно можно установить, проанализировав результаты продаж. На базе подробной информации из учетной ИИ может создавать оптимальные графики работы, при которых вы делаете больше, тратите меньше и готовите вкуснее.
Разработка планов развития
Каждый руководитель рано или поздно задается вопросом: “В каком направлении развивать свой бизнес?”. Быть может вам стоит добавить сладких булочек? Печь ржаной хлеб? А может быть вообще нужно вводить доставку или открывать вторую точку в другой части города. Искусственный интеллект может проанализировать всю имеющуюся в компании информацию, а также данные о вашем городе из открытых источников и сделать предложения по развитию бизнеса. Более того, эти предложения можно получать каждый день с процентной вероятностью успеха для каждого из возможных изменений. В таких условиях намного проще планировать развитие бизнеса.
Оптимизация закупок
Наверняка вы можете работать с разными поставщиками товаров и услуг. Например, можно закупать разную муку и дрожжи, можно пользоваться услугами разных курьерских служб. Обычно небольшой бизнес работает с одним и тем же проверенным поставщиком, но из-за этого нередко теряется значительная часть маржи. Например, может оказаться, что сегодня мука бренда “Выпейкйкин” (название выдуманное, любые совпадения случайны) намного выгоднее со склада одного поставщика, а завтра новый дистрибьютор открывает скидку на партию от 500 кг. Анализировать все это вручную не сможет ни один руководитель, а искусственный интеллект может каждый день выдавать предложения по закупкам для разных категорий товаров.
Внедрение программ лояльности
Программы лояльности — это хорошо. Но если они не персонализированы, их эффективность будет невысокой. Чтобы программа лояльности и правда работала, необходимо индивидуально взаимодействовать с каждым клиентом. Сделать это на практике можно только силами искусственного интеллекта, который будет изучать предпочтение каждого человека и выстраивать его лояльность, создавая индивидуальные рассылки, поздравления, предложения и просто приятный контент.
Поиск клиентов в социальных сетях
Наконец, найти новых клиентов можно не только в ближайшем микрорайоне, но и в социальных сетях. Для этого нужно создать свою группу, публиковать там фотки красивого хлеба и довольных клиентов (сейчас все любят Instagram), а также приглашать новых участников. Кого именно звать себе в подписчики также подскажет ИИ. Анализируя данные открытых профилей алгоритмы нейронных сетей сами создают рекомендации, и предпринимателю остается только пригласить людей в свою группу.
Автоматизированная обработка заказов
Если вам делают много заказов по телефону, автоматизация обработки запросов за счет ИИ позволяет экономить уйму времени и средств. ИИ может одновременно отвечать сотням и тысячам абонентов, и вы не упустите ни одного заказа. Ведь в сущности звонки клиентов сводятся к стандартным кейсам: оформление заказа, жалобы на опоздание курьера, просьбы изменить способ оплаты или метод доставки, требование отменить заказ, наконец, жалобы на персонал. Голосовой искусственный интеллект сегодня уже на высоте и легко определяет тональность запроса, предмет звонка и может самостоятельно обработать большинство вызовов, оставляя операторам нестандартные обращения. Подобным образом поступили в сети “Додо Пицца” и автоматизировали обработку 250 тысяч звонков. В итоге экономия составила 500 000 рублей в месяц, потому что ИИ сам определял цели 67% звонков, успешно обрабатывая 97% из них.
Все это доступно???
Очень часто нас спрашивают, откуда малому бизнесу взять денег на внедрение таких средств? Но сегодня это не обязательно! Уже готовые, опробованные в других сферах алгоритмы машинного обучения можно применять к новым направлениям без лишних затрат. Вы, конечно, можете заказать разработку решения “от и до” и внедрить его у себя, либо владелец пекарни может использовать ИИ в форме SaaS, то есть настроить передачу данных в “облако” партнера, чтобы получать готовые прогнозы и аналитику, оплачивая доступ к сервису. Мы в SmartCoders Ltd. пошли еще дальше и предлагаем партнерам пользоваться ИИ без первоначального взноса! Мы просто договариваемся, что часть прибыли, появившейся после внедрения нейросетей, или процент от экономии перечисляется в пользу нашей компании. При такой схеме все оказываются в выигрыше — мы продолжаем оттачивать наши технологии, а бизнес получает реальные преимущества от использования искусственного интеллекта при минимальных затратах.