Перед голосованием по поправкам в Конституцию шла активная агитация. Расхваливались, в том числе, и изменения, касающиеся неисполнения решений международных органов. Со всех экранов мы слышали, как «беспрекословное» исполнение таких решений подрывает суверенитет России и что без поправок нам не обойтись.
И вот после голосования появляется обновленная ст.79 Конституции: «Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами Российской Федерации, если это не влечет за собой ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации».
А сегодня, 28 октября, был принял пакет поправок в действующее законодательство. Для закрепления «верховенства Конституции» вносятся изменения в КАС, ГК, ГПК, АПК, УПК, а также еще в 115 законов, в том числе в ФЗ «О международных договорах РФ», «О защите прав потребителей», «О персональных данных», «Об обороне» и др.
В этой статье рассказываем, что в действительности означают эти изменения и почему суверенитет страны тут ни при чём.
Напомним, что статья 15 Конституции провозглашает так называемый приоритет международного права: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».
Нас интересует часть статьи о том, что если международный договор противоречит национальным законам, то применяется именно первый. Возникает логичный вопрос: а почему законодатель не поменял эту норму, как поменял ст.79? Всё очень просто. Первые 64 статьи менять нельзя, это закрепляет сама Конституция (часть 1 статьи 135). Мысленно благодарим за это положение разработчиков Основного закона страны и идём дальше.
Да, Конституция устанавливает приоритет международных договоров над российскими законами. Но этим никак суверенитет не затрагивает. Договоры — это соглашения, которые государства заключают между собой. Россия сама решает, какой договор подписывать, а от какого отказаться. Если Россия не хочет участвовать в каком-то соглашении, то оно на право нашей страны влиять никак не может. Соответственно, приоритет над российскими законами имеют только те международные договоры, которые Россия сама подписала и ратифицировала. Разве не это говорит о суверенитете нашего государства, которое само решает: брать на себя какие-то международные обязательства или нет? Кстати, не забываем, что из любого договора можно выйти.
А про то, что общепризнанные принципы и нормы международного права имеют приоритет, в Конституции не сказано. Речь идет только о том, что они являются частью нашей правовой системы. И чтобы они таковыми стали, мы их тоже должны признавать. Не признаем – не исполняем. Не забываем, что речь идет о таких общепризнанных принципах, как уважение прав и свобод человека. Речи о нарушении суверенитета тут быть не может.
Поскольку эту статью поменять невозможно, власть решила подойти с другой стороны и скорректировать ст. 79, добавив эту часть: «Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации».
Когда мы говорим о межгосударственных органах, то речь идет, конечно, о ЕСПЧ. Теперь его решения Россия будет исполнять по собственному усмотрению. Кстати, органом, который решает, противоречит ли акт ЕСПЧ Конституции, является тот самый Конституционный суд, который теперь полностью контролируется президентом. О том, как заставили молчать судей КС, мы писали на днях.
Интересно получается. Мы сами ратифицируем международный договор – Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод. Мы сами соглашаемся подчиняться решениям Европейского суда. А потом говорим: будем исполнять то, что захотим, прикрываясь суверенитетом, о котором, как мы выяснили, речи идти не может.
Но теперь еще один забавный факт, вдруг предыдущих вам не хватило. Конституционный суд еще в 2015 году вынес Постановление от 14 июля № 21-П, в котором черным по белому закрепил, что если решение ЕСПЧ противоречит Конституции, то его можно не исполнять.
Для чего были все эти правки в Конституцию и в 120 штук законов, остаётся только догадываться. Но одно нужно запомнить: статью 15 Конституции менять нельзя. И, если уж Россия сама берет на себя обязательства исполнять международные договоры, то делать это она обязана. Пока что тотального неисполнения международных обязательств со стороны нашего государства нет. Но, если подобное начнется, то мы можем столкнуться с санкциями со стороны других государств. Что и происходит сейчас из-за отравления Навального запрещённым Конвенцией о химоружии «Новичком».
Текст: Алина Винтер