Скорее всего, ответ на это вопрос однозначен: никто. Проиграла сама Беларусь. Все стороны этого противостояния не могут считать себя победившими. Только проигравшими. Три месяца вялотекущего протеста дали ложную надежду многим белорусам на перемены, но «беззубость» оппозиции и отсутствие единого руководства протеста доказали очевидное – не бывает «мирных» революций. Особенно там, где у власти многолетние диктаторы. И «гуляния» по выходным в Минске и других городах вряд ли напугают режим, хоть гуляй целый год. И «мирный протест в рамках закона» в стране, где президент с сыном бегают с автоматами по городу – это оксюморон.
Да, мы все умилялись маршами беларускіх дзяўчат и пенсионеров, как мило минчане разувались, залезая на лавочки, сравнивали их «ласковый протест» с жесткими столкновениями на Тайване или во Франции, где протестующие жгли машины и громили магазины. Но демонстрации и - почему-то в основном женские - протесты по выходным не смогли ничего изменить. У оппозиции так и не появилась договороспособная фигура, человек. Который мог бы представлять протестную часть населения Беларуси. Тихановская – только символ, аватар своего мужа и она не вариант для Лукашенко, тем более после её безнадежного ультиматума.
Конечно, у Лукашенко на руках все козыри и ресурсы. Поэтому он и «закручивает гайки», усиливает давление и вяжет элиты солидарной ответственностью. Переводит столичных генералов в регионы на усиление тамошних губернаторов (или подальше от центра власти?). И даже замена министра МВД только выглядит, как «уступка» протестующим. На самом деле Лукашенко не собирается уступать «ни пяди», пленных он тоже, кстати, брать не будет. Воевать так воевать. Даже и с собственным народом.
Кто сегодня выходит на железную дорогу, кто вешает фашистские знамена на линии электропередачи, словом, те, кто сегодня пытается разрушить, дестабилизировать инфраструктуру государства, должны знать: с сегодняшнего дня, особенно в квартирах граждан, где они прячутся, мы в плен никого не берем»
Лукашенко – в отличие от оппозиции – останавливаться уже не намерен. Рабочих – тех немногих, кто решился бастовать – по-тихому увольняют. Студентов, посмевших выказать своё несогласие и собственное мнение – отчисляют. Парней можно тут же «забрить в солдаты», про девчонок не знаю, но тоже могут пристроить «куда следует». А еще Лукашенко хочет ввести в стране закон, который не признавал бы в Беларуси дипломы, полученные за границей. Чтобы не уезжала молодёжь учится во вражеские государства и не несла домой «заразу». А белорусскую что среднюю и высшую школы Лукашенко решил серьёзно «перетрахнуть», чтобы на корню «порубать» всё свободомыслие и «желание петь в общественных местах».
В таких условиях революция «снизу» в Беларуси практически невозможна. Оппозиция почти подавлена, кто в тюрьме, кто – за границей. Раскола в элитах нет, все сидят ровно и пока еще верны своему президенту. Армия воодушевлена и идеологически стабильна, милиция и ОМОН «залиты по горло» деньгами, чтобы меньше думать и сильнее махать дубинками. Народ – прекрасный белорусский народ – терпит, работает и, наверное, всё еще верит в лучшее. Ведь, главное, чтобы не было войны?
И вроде бы оппозиция полностью проиграла и победа уже упала к ногам Батьки. Но это не так. Это иллюзия. И не победа, а беда для Лукашенко может прийти совсем с другой стороны. На востоке, в Москве зреет недовольство тем, что происходит в Минске и очень вероятно, что у Путина есть свое видение развития будущей ситуации в Беларуси. И в этом будущем Александру Григорьевичу может просто не оказаться места. И тогда никто и ничто в мире не поможет «последнему диктатору Европы» остаться.
#протесты в белоруссии #светлана тихановская #война #элиты #москва