Индия. Огромная многонаселённая страна, полная бедных грязных трущоб мусора, разрухи и проявлений полного морального разложения человеческой личности. В то же время есть тут и много противоположного: современные бизнес-парки, удобные чистые метрополитены, концертные залы, музеи.
Но я никогда не понимал следующего парадокса. Можно сколько угодно ходить и снимать помойку, грязь, лужи, трущобы, валяющихся бомжей, гадящих домашних животных и прочие любые непотребства. Сотни тысяч туристов приезжая в Индию, так и делают, а потом показывают фотографии всем окружающим и ржут над дикостью индусов.
При этом всё чистое и хорошее обычно строго охраняется, и фотографировать строго запрещено! Был в нескольких бизнес-парках, везде охранники жёстко цикают и требуют удалить фотографии. В метрополитенах запрет на фотосъёмку, в аэропортах - запрет, в храмах и музеях - запрет. На железной дороге по факту можно, хотя официально это тоже запрещено.
Зачем индусы это делают? В других странах местные, наоборот, недовольны если снимаешь какую-то разруху - им не хочется, чтобы об их стране плохо думали. Но в Индии своя стратегия, свой особый путь.
В Дели есть скоростная линия метро из центра в аэропорт. Проезд по ней дороже, чем в обычном метро, но у неё очень мало станций и она идёт быстро. А ещё это - беспилотное метро, единственное в стране! Так получилось, что жил я рядом с одной из промежуточных станций, и ездил на нём каждый день в центр. Само собой фотографировал.
И вот делаю я себе фото в поезде, предварительно убедившись в отсутствии охранников. Сфотографировав изнутри поезд, иду сквозь состав в первый вагон. Но тут мне перегораживает дорогу какой-то человек в штатском, спрашивая, зачем я фотографирую. Подумав, что это просто какой-то дотошный пассажир, я пытаюсь односложно что-то ответить, чтобы он отстал поскорее, и пойти дальше. Но тип мне показывает ксиву, где написано, что он - полицейский, и просит уже меня показать документы.
Ладно, пожалуйста, даю ему паспорт. Он предлагает присесть, задавая разные вопросы, чего я в Дели делаю. Потом говорит:
- Сейчас выйдем на станции, пойдём в участок, ты заплатишь штраф за то, что фотографировал.
-- Почему это я должен штраф платить?
-- Потому что фотосъёмка запрещена. Не видел на входе предупреждение?
Эх, ну вот и попал.
- Скажите, ну а что такого в фотосъёмке то? Я же ничего не делаю никому плохого. У нас, вот, спокойно можно в метро фотографировать.
- Это по соображениям безопасности!
- Ну глупо же, согласитесь! Вы такое красивое и современное метро построили, и одновременно запрещаете его снимать.
- У вас что, в стране такого метро нет, что ли?
- Прямо такого современного действительно нет. Есть другое, тоже красивое. Но тут, видите, в чём дело. У нас в стране про Индию очень мало вообще знают. Думают, что это дикая отсталая страна с одними бедными трущобами и разрухой. Представьте! Вот у вас такое новое метро, небоскрёбы современные. А у нас в стране ничего про это не знают, считают, что вы в каменном веке пребываете.
- У вас правда думают, что Индия - бедная неразвитая страна?, - мент был явно озадачен таким поворотом событий.
- Да! Понимаете же, люди телевизор смотрят. А по телевизору только трущобы показывают и грязные улицы. А я хочу показать, что в Индии и много хорошего и современного есть. Поэтому и снимаю ваше метро.
Тут поезд подошёл к станции, мы направились к выходу. Уже на платформе полицейский отдал мне паспорт со словами: "ладно, езжай дальше в центр". И направился по своим делам.
Стоит отметить, что говоря это, я был совершенно искренен. Я действительно всегда, в первую очередь, за объективность. Если в стране грязь и разруха, но меня пытаются убедить снимать красивые замки и монастыри, я буду снимать грязь и разруху. Если в стране есть комфортные быстрые метрополитены, железные дороги и кварталы, я буду и их снимать и показывать вам.