Найти тему
Чудесные истории

Извилистый путь к православию князя Владимира

Сразу стоит сказать, что христианство на Руси появилось еще до известного Крещения Руси. В "Повести временных лет" говорится, что еще в 945 году часть дружины князя Игоря (сына Рюрика) приносила присягу в церкви Святого Ильи в Киеве, то есть они уже были христианами.

Позже, в 955 году в Константинополе крестилась жена Игоря княгиня Ольга. Она уговаривала принять христианскую веру и сына Святослава, но он отказался. Хотя и не стал запрещать остальным креститься.

Владимир Святославович тоже поначалу не делал ставки на христианство. Идею духовного единства народа он отвёл язычеству, просто решив сократить пантеон богов до 6 штук. Поставив за главного бога грома и молнии — Перуна.

Но идея провалилась — распри на религиозной почве не прекратились. Надо было вырвать всё с корнем и засадить ростки новой веры. Но вот какой?

По легенде, Владимир в 986 году принял представителей разных вероисповеданий — мусульман, будущих католиков (официальное разделение христианства произойдет только в 1054 году), иудеев и будущих православных. Но выбор свой, ни на какой вере не остановил.

И в 987 году решил отправить посланников в разные страны, чтобы, так сказать, на месте понять, какая религия лучше. Больше всех положительных откликов получили греки из Константинополя.

и не знали — на небе или на земле были мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах.
(Повесть временных лет)

Владимир сделал свой выбор. Но крестится он, все равно, не торопился.

Лишь спустя год (в 988 году), начался процесс активной христианизации Руси во главе с князем. Во время военного похода князь захватил византийский Херсонес. После чего предложил византийскому царю Василию II союз, в обмен на женитьбу на его сестре Анне. (Надо понимать, что это была великая честь, ведь до того, они уже отказали германскому императору.)

Василий не хотел отдавать сестру. Да и сама Анна, не желала становиться женой язычника, бастарда, да и еще и многожёнца. Но в то время в Византии шла борьба за власть и выбор был небольшой. Нужен был союзник.

Византийский царь, правда, поставил условие — Владимир должен был креститься. Что Владимир, видимо приняв это за знак свыше, радостно и сделал.

После этого крестилась княжеская дружина. А за ней уже и вся Русь на добровольно-принудительных началах.