Премия "Большая книга" существует с 2005 года, и это одно из самых заметных явлений современной литературы. Одно название говорит само за себя - БОЛЬШАЯ КНИГА. Понятно, что имеется в виду совсем не объем, а содержание, значимость. Каким же должно быть произведение, чтобы получить столь гордое имя - БОЛЬШАЯ?
В преддверии подведения итогов сезона 2020 я еще раз посмотрела на списки победителей и призёров. Дважды премию получали Владимир Сорокин, Евгений Водолазкин, Михаил Шишкин, Леонид Юзефович, Людмила Улицкая, Александр Кабаков, Гузель Яхина. Трижды - Дмитрий Быков. Имена все знакомые, именно они, пожалуй, и войдут в учебники Русской литературы двухтысячных. Действительно ли их книги БОЛЬШИЕ? Или это просто лучшее из того, что у нас сейчас есть?
О книге молодой писательницы Гузель Яхиной я уже писала.
Сегодня - о романе Дмирия Быкова "Июнь".
Если заглянуть в любой критический отзыв, прочитаем, что это лучшая книга Быкова после "Пастернака". Я действительно люблю Быкова как лектора, мне во многом близки его взгляды нм литературу, нравятся некоторые произведения, например, "Эвакуатор". Однако не тороплюсь соглашаться с тем, что "Июнь" - это шедевр. Роман, пожалуй, неплохой. Великолепна идея - три части, три героя, связанных между собой не явно, повествование о каждом как бы обрывается в июне (в июне 1941 года!), и каждая часть заканчивается на этом же. То, что касается названия и содержания, реализовано идеально: июньская ночь 1941 года навсегда изменила и мир, и людей. И пусть большая часть сюжета - это 1939 и 1940 годы, а не лето 41го, важнее той даты для эпохи 30-40 нет ничего.
Герои - самые обычные люди, неоднократно это и подчёркивается: они то и дело совершают ошибки. Миша - студент, боится армии, поднимает руку на девушку, с которой его связывают близкие отношения, пугается возможного отцовства. Борис Гордон - тайный агент НКВД.
Крастышевкий уверен, что можно влиять на сознание людей через газету.
А вокруг героев веет ОЖИДАНИЕ, ожидание войны, перемен, беды. И то, что повествование обрывается каждый раз 22 июня 1941 года, эту атмосферу подчёркивает.
Прекрасный язык, безусловно, - правильный, красивый. Слава богу, отсутствует нецензурная лексика. Много афоризмов, за которыми угадывается интонация Быкова.
"Вообще все самое важное надо откладывать на завтра. Сегодня рано, послезавтра поздно".
Или:
"Больница нужна была не больному, а родственникам, получавшим право думать, что они сделали всё, что могли".
И еще:
"Какой не думал век, что он последний, а между тем они толклись в передней".
Но слишком много откровенных сцен (именно что откровенных), которые вызывают непреодолимое желание перелистнуть страницы, мешают целостному впечатлению.
Роман получил третью премию и приз зрительских симпатий, поэтому невольно задаешься вопросом: а как Толстой обходился без подобных сцен в своём творчестве? Может, поэтому его творчество великое, а все, что создают сейчас, может претендовать лишь на премию "БОЛЬШАЯ книга".
Идея - 10 баллов
Сюжет - 8 баллов
Герои - 8 баллов
Язык - 9 баллов
Оценка: - 35 баллов
"Тем, наверху, немедленно была необходима война. Они жили войной. Они заходили на нее с разных сторон, пробовали здесь и там: Япония, Испания… Им не впервой было лечить внутренние проблемы внешним воздействием. "Только война могла разрешить все. Она списывала что угодно, объединяла нацию, запрещала задавать вопросы. Так было множество раз – всегда, когда явно не получалось. А что не получалось – видели уже все".