Вспоминаем историю малых трудовых объединений
Слово «артель» знакомо всем – но скорее как привет из прошлого: в современном мире предприятий с такой формой организации уже нет. Между тем и в XIX веке, и в советское время артели играли в жизни Сергиевского посада, Сергиева и Загорска весьма заметную роль. Шестьдесят лет назад, в конце сентября 1960 года, промысловая кооперация в РСФСР была запрещена, а все артели фактически национализированы. Есть повод вспомнить о них.
«Одевальщицы кукол»
Рассмотрим житьё-бытьё дореволюционных артелей на примере любопытного документа — Устава сергиевопосадской «1-ой женской трудовой артели», более известной под именем «Одевальщицы кукол». Документ, как тогда было положено, в июне 1912 года утвердил московский губернатор генерал-майор Владимир Джунковский.
Первый пункт ожидаемо содержит «цели и задачи». Артель создавалась «для производства (изготовления), занятия промыслом (личного труда) участников — одевания кукол и детских игрушек и сбыта их». Артель считалась дееспособной, если в ней насчитывалось не менее десяти членов. Использование наёмного труда не допускалось, кроме случаев «выполнения работ, требующих особых познаний и не составляющих предмета обычных занятий артели», а также при исполнении срочных заказов. Членами артели не могли быть военнослужащие действительной службы, юнкера и учащиеся.
Артель находилась под непосредственным надзором местной полиции, платила государственный промысловый налог. Правление в составе двух человек избиралось на один год, в его обязанности входили приёмка заказов и их распределение, закупка необходимых материалов и орудий производства, управление недвижимостью для осуществления работы. Финансы складывались из основного, запасного и вспомогательного капиталов, состоящих из паевых взносов участников сообщества и прибылей с оборота. Устав декларировал принцип «круговой поруки» как при распределении доходов между членами, так и при взыскании различных штрафных санкций и долгов по кредитам.
Интересно, что в том же 1912 году была создана и кустарная артель в селе Богородском — предшественник ныне широко известного предприятия «Богородский резчик»!
Расцвет
После Октябрьской революции 1917 года артели продолжили своё существование, их стало даже больше. Помимо прочего, их деятельность теперь включала ещё один аспект: «перевод мелкотоварного единоличного хозяйства на путь общественного, социалистического хозяйствования и перевоспитание мелкого собственника в коллективиста».
В 1920-е годы от названий артелей города Сергиева рябит в глазах. Тут и игрушечники — «Художественная игрушка», «Артель имени П. Рубина», «Медведь», «Дитяшка», «Артель имени Карла Либкнехта». И чисто производственные: «Универсаль», «Силоткач», «Красный швейник», «Пищевик», артель инвалидов «Спартак». Отметим, что под именем гладиатора-бунтаря скрывались кондитеры, запустившие в 1930 году в Загорске производство «советского мороженого».
Законодательство чётко делило артели на несколько групп: сельскохозяйственные, промысловые, производственные. Интересно, что в нашем городе участниками сельхозартелей нередко становилась бывшая братия закрытых монастырей!
На базе Богородского и Кудринского промыслов были созданы «промколхозы» — те же артели, но под другим названием. Согласно юридическим нормам тех лет, они образовывались «в районах, где промыслы являются главным занятием населения, а сельское хозяйство подсобным».
Из производственных артелей, случалось, возникали промышленные предприятия с долгой историей. Так, из слияния артели «Силоткач» и «Коллектива безработной молодёжи» возникла Трикотажная фабрика имени Розы Люксембург. Её производственные корпуса на улице Карла Маркса в самом центре Сергиева Посада хорошо знакомы всем нам. В этом году предприятию могло бы исполниться 90 лет.
К середине 1930-х, после окончательного и бесповоротного свёртывания нэпа, количество артелей резко уменьшилось: их постепенно стали включать в систему созданного в 1935 году Горпромкомбината. По вертикали они подчинялись Наркомату (а затем Министерству) местной промышленности, в результате чего всё больше приобретали черты обычных государственных предприятий. Даже в документах той поры чиновники без конца путались, называя артели фабриками. Да так оно, по существу, и было. В это же время в Загорске началось строительство больших промышленных предприятий — ЗОМЗа и ЗЭМЗа. Тенденция к укрупнению, как говорится, налицо.
Конец их истории
Артели как система организации производства пережили войну и просуществовали до начала 1960-х годов. Например, в 1957 году в Загорске их насчитывалось восемь: «Бытовая» (309 рабочих и служащих), «Меховая» (145 рабочих и служащих), «Ремонтношвейная», «Шелковщик», «Имени РККА» (игрушечники), «Артель по производству стройматериалов» и две артели инвалидов — «Имени ХХ лет РККА» (в Киновии) и «Художественная игрушка». По своей сути они были обычными фабриками, давным-давно «перековавшими» мелкого собственника и «артельного мужика» в промышленного рабочего.
В конце сентября 1960 года, шестьдесят лет назад, вышло постановление Совета министров РСФСР «Об упразднении промысловой кооперации». После чего все артели были юридически преобразованы в фабрики, входившие в систему Министерства местной промышленности РСФСР. На этом их история формально завершилась.
Впрочем, артельно-кооперативное движение получило неожиданное продолжение во времена перестройки — небольшие негосударственные трудовые объединения стали возникать в огромном количестве, как грибы после дождя. «Маяк», «Агат», «Узор» — их сейчас помнят разве что те, кто тогда работал в образованных при них строительных бригадах или пробовал себя в традиционных местных промыслах. Потом кооперативы вырастали в МП, ООО, ЧП и в большинстве своем уходили в небытие новейшей истории.
Александр Рдултовский