В XVI веке рапира стала основным "гражданским" оружием дворян и прочих лиц, имевших право на ношение оружия в небоевой обстановке. Весьма гармоничное, эстетически привлекательное сочетание длинного плавно сужающегося к острию двулезвийного клинка с т.н. "сложным" или "развитым" эфесом, состоявшим из сложного переплетения дужек и колец, позволило не только создать весьма эффективно колющее оружие, которое в руках опытного фехтовальщика справлялось с весьма сложными техниками, но и породило миф, согласно которому рапира была элегантным и весьма легким оружием. Отчасти в основе этого мифа лежало то оружие, с которым так ловко управлялись мушкетеры из соответствующего советского фильма. Мало кто знал, что в сценах схваток артисты "оперировали" спортивными клинками, которые имели мало общего с боевыми клинками espada ropera. Да и сама рапира (особенно в период своего расцвета) была не только длинна, но и весьма увесиста. И, даже не смотря на то то, что ее центр тяжести находился практически в рукояти, управлять рапирой могла только весьма тренированная и физически развитая рука. Подборка таких "увесистых" рапир из музея Метрополитен (США) и предлагается в этом материале.
Рапира между 1600 - 1610 годами.
Итальянцы издревле были мастерами дизайна и предпочитали относительно легкие клинки. Вот и рапиры у них получались и красивыми и легкими (относительно, конечно). Тем не менее, клинок имеет профиль ромба - для обеспечения максимальной жесткости, необходимой для колющего оружия.
Длина оружия 124,5 см, длина клинка 102,2 см, вес 1247 г.
Рапира 1620 года.
Клинок этой рапиры изготовлен в 1620 году и, скорее всего, в Германии. Интересен он не только тем, что имеет довольно сложную раздоловку, причем долы в слабой части клинка образуют фактически ребра (заставляя вспоминать французские кирасирские палаши времен Наполеона), но и то, что и долы и ребра выходят практически в острие. Профиль такого клинка обеспечивает отличную жесткость, которая, как уже говорилось, необходима для хорошего и точного укола. Никаких ударов, очевидно, не предполагалось.
Длина оружия 110,5 см, длина клинка 93,7 см, вес 1332,4 г.
Рапира между 1610 - 1620 годами.
Клинок рапиры имеет клеймо немецкого мастера Йоханеса Вундеса (Johannes Wundes) работавшего в Золингене в 1560 - 1610 годах. Эфес выполнен французским мастером Букетоном (Bouqueton), работавшим в начале XVII века. Рапира впечатляет не только мощным и весьма жестким клинком с все тем же ромбовидным профилем, но и весом.
Длина оружия 122,2 см, длина клинка 105,4 см, вес 1530,9 г.
Рапира начала XVII века.
Еще одна германская рапира с все таким же мощным и жестким клинком с ромбовидным профилем. Только еще более мощная и, соответственно, тяжелая.
Длина оружия 117,6 см, длина клинка 101,3 см, вес 1616 г.
Рапира 1620 года.
Но не следует думать, что только немцы делали такие тяжелые рапиры. Испанцы тоже не пугались тяжести оружия. Однако использовали вес куда эффективнее, чем немцы. И представленная рапира просто поражает не столько своим весом, сколько длиной. Следует, однако, отметить, что мастер постарался все-таки хотя бы немного облегчить это чудовище: в сильной части сделаны долы. Но слабая часть по-прежнему представляет собой ромб - для обеспечения максимальной жесткости.
Длина оружия 144,1 см, длина клинка 126,5 см, вес 1615,9 г.
О рапирах для поля боя можно прочитать здесь.
Понравилась статья? Подпишитесь, поставьте лайк и сделайте репост. Спасибо!