Если материал покажется вам интересным – ставьте палец вверх, делитесь им со своими друзьями и подпишитесь на Selector: Youtube, Telegram, VK, Instagram, Spotify. Поддержать проект можно здесь. Всем мир!
Считается, что термин спид гэридж придумали СМИ в качестве издёвки над диджеями, ускорявшими записи американского гаража, чтобы больше соответствовать вкусам, выросших на джангле, британских клабберов. Такие артисты как Грант Нельсон, Тодд Эдвардс, Мэтт 'Jam' Ламонт, Карл ‘Tuff Enuff’ Браун часто играли на вторых танцполах джангл вечеринок и были одними из первых, кто стал практиковал это. В спид гэридже не было сложного ломаного ритма, как в джангле, поэтому он пришёлся по вкусу фанатам хауса; однако в нём сохранилось много других элементов джангла и хардкора, что сделало его понятным для обоих лагерей и породило уйму последователей.
К 1997 году новизна джангла во многом прошла, что не могло не сказаться на популярности жанра. Сцена разделялась, всё сильнее обрастая новыми ответвлениями вроде текстепа. В результате на танцполах стали преобладать мужчины и конфликты возникали всё чаще и чаще. С другой стороны гэридж с его цепляющими и понятными мелодиями снижал мужскую агрессию и привлекал в клубы девушек, которым хотелось весело проводить время и более понятной музыки. Такие спид гэридж продюсеры как Арманд ван Хелден и Тодд Терри делали ремиксы на поп-артистов, что ещё сильнее расширило границы жанра.
Когда же продюсеры начали нарезать дабплейты со своими треками, то получилось, что жанр вобрал в себя выигрышные элементы почти всего спектра танцевальной музыки: женский вокал и прямую бочку из хауса, дабовые элементы и reese-бас из джангла, а также микро-брейкбит перкуссию, которую можно найти как в хардкоре, так и в том же джангле; не забудем и про пришедшие из джангла регги-мелодии, тостинг MC, семплы сирен и ганшоты.
Из-за его хаус ритма и джангл элементов Саймон Рейнольдс нарёк спид гэридж гангста-хаусом, тогда как джангл он описывал как гангста-рейв. Довольно подходящая аналогия двух жанров, которая помогает понять их происхождение.
По мере снижения популярности джангла, к концу 97-го года практически все пиратские станции, как и ожидалось, перешли на гэридж. В результате этого неожиданно выпавшего шанса жанр добился гораздо большего коммерческого успеха, чем это когда-либо удавалось джанглу, и уже через несколько месяцев такие треки, как RIP Groove от Double 99 и 187 Lockdown Gunman оказались в чартах. Эта его непродолжительная популярность открыла дорогу для лавины ответвлений и поджанров вроде тустепа, а также грайма, дабстепа и бэйслайна.
Первой спид гэридж записью считается, изданный в 1995 году, Dark Garage микс Арманда ван Хелдена на Sneaker Pimps Spin Spin Sugar. В этом треке собраны все значимые элементы, создавшие жанр. Безударный брейкдаун, который важен для создания напряжения в спид гэридж треках, один из основных элементов раннего гэридж продакшена ван Хелдена. В обиход вошёл термин спид гэридж, но интересно отметить, что сам ван Хелден назвал свой ремикс тёмным гэриджем, что говорит о желании продолжить настроение джангла. А так как и многие другие аспекты джангла были перенесены в спид гэрид, то не удивительно, что широкую популярность обрела традиция нарезания дабплейтов. Многие важнейшие спид гэридж записи были изданы как вайтлейблы, так что вот компиляция из десяти лучших и редчайших из них.
Unknown Artist
Deep Pressure Vol. 1
(DP001, 1997)
Из всего списка эта пластинка сохранила в себе больше всего от джангла/хардкора. Оба трека семплируют работы джангл-продюсер Omni Trio, а Da Breaks, на стороне AA, ещё и знаменитый тюн 1991 года Far Out от брейкбит и хардкор легенды Son'z of Loop da Loop Era, что могло вызвать чувство ностальгии у слушателей, только недавно танцевавших под эту музыку.
Persian
Summer Breeze / Worries In The Dance
(BLANK001, 1998)
На многих спид гэридж записях к хаус биту c reese-басом прилеплялись буквально те же самые семплы, что когда-то прославили джангл. Persian один из выдающихся продюсеров андеграунд гэриджа, а его трек Worries In The Dance как раз пример переработки известного рагга-семпла. На стороне А, в Summer Breeze, засемплирован вокал Isley Brothers.
Unknown Artist
Kommand Kemistry
(SCO1001, 1998)
Для гэриджа было обычным делом заимствовать р’н’б вокал (а затем, судя по тустепу, и перкуссию) из треков американских продюсеров вроде Timbaland’а. Эта пластинка служит отличным доказательством данной тенденции, используя семпл из Aaliyah One In A Million, что по всей видимости и помешало ей выйти официальным релизом.
Trever T
Mind Body / My Boo Going Out For The Weekend
(RR002, 2002)
Вот ещё одна интересная запись. Оба трека блестящая дефиниция спид гэриджа. Это гораздо более поздняя работа, вышедшая в 2002 году, уже ближе к концу аутентичного существования жанра. В Mind Body есть элементы, указывающие на приближение бэйслайна, подобно звучанию, которое в то время создавал DJ Narrows. К сожалению, мы так никогда больше ничего и не услышали от Trever T, это был последний из пяти релизов, вышедших за его карьеру.
G.O.D.
Unlimited
(GNT001, 1997)
Это не совсем вайтлейбл, но его всё равно следует включить. Пластинка вышла на лейбле G.O.D., созданном специально для релизов Джереми Сильвестра и Майка Миллрена под одноименным псевдонимом. Лейбл был подразделением Nice'N'Ripe Гранта Нельсона. Здесь есть ремикс от Тодда Терри с одной из лучших басовых линий, когда-либо украшавших спид гэридж.
SW15
Fungus Mungus Vol. 1
(SW15001, 2000)
На это издание вошло четыре трека от Cutmaster Ace и Mr. Ses, и изначально релиз вышел как London Vibes EP с отличными от Fungus Mungus именами треков, хотя сами треки были те же. Считается, что кто-то поменял этикетку на прессе на Fungus Mungus, чтобы запутать слушателей. Изюминка пластинки это трек под номером A2 с невероятным reese-басом и вокальным семплом, который растягивается почти до бесконечности.
Artist Formerly Known As P.P.
Mixin Potions Vol 2
(IMP002, 1999)
Это псевдоним Persian. Второй его релиз, представленный в этом списке. Он начинал с джанга и хардкора и переключился, как и многие другие, на гэридж, создавая одни из самых андеграундных и цельных треков в жанре. Трек Omid A Man с этой пластинки, вероятно, один из самых необычных гэридж треков в истории. Арабский вокал и инструментальный семпл с неуловимыми reese-стабами на всем протяжении, делают его одним из наименее очевидных спид гэридж треков в этом списке. Зато в A1, названном Silly Games, за счёт его простой, но эффективной бас линии сразу узнаётся спид гэридж.
Compaq
Juicy
(XSYS3, 1998)
Первое место на этой пластинке я отдаю стороне A. Здесь есть ортодоксальный спид гэридж бас и аккуратно подогнанный вокальный семпл, протестующий (как и вся танцевальная музыка, в известном смысле) против ограничений рабочей недели. Ведь спид гэридж, как джангл, хаус и диско до него, был средством, через которое публика могла выплеснуть эмоции на выходных и справиться со своими проблемами.
Plastic Gangsters
Who’s The Gangster
(URP006, 1997)
Этот трек никогда не увидел официального релиза из-за проблем с очисткой семплов, так что изначально нарезали только 10 копий, а в 2011 году вышло ещё 10 пластинок специально для тех, кто пропустил первое издание. У Who’s The Gangster есть холодный бэйслайн, сопровождаемый устрашающими эффектами, что ставит эту запись на вершину списка самых пугающих спид гэридж вайтлейблов.
Persian
Cannot Face Clash
(004, 1999)
Ещё одна запись от Persian. Этот парень нарезал столько дабплейтов, что не удивительно его третье появление здесь. Это вероятно самая редкая пластинка из списка. Была напечатана всего лишь одна копия, которую Persian продал Shaunb, подписав специально для покупателя. B2 очень напоминает стиль Industry Standard или Booker T, за исключением не свойственного для этих артистов сильно выделенного баса.
Текст: Уильям Уинн-Морган, The Vinyl Factory
Перевод: Selector