Скульптура рококо — это пластика малых форм, камерная по содержанию, в которой привлекают интимная прелесть образов и изящество их решения. В целом, для стиля рококо характерны отказ от прямых линий, ордерной системы, светлые тона, воздушная легкость, изысканность и причудливость форм.
Период расцвета рококо обозначен в истории искусства как период так называемого “стиля Людовика XV”. Культивируются сложные сочетания резного и лепного орнамента, причудливые изогнутые линии, завитки, стилизованные мотивы раковин.
Клодион специализировался на небольших группах терракотовых фигур, часто с игриво-эротическими сюжетами, основанными на древних мифах о боге вина Бахусе и его подданных. Эти произведения, предназначены для наслаждения на близком расстоянии в элегантных домашних условиях, были плодом его многолетних исследований в Италии. Несмотря на то, что скульптура подписана сзади и явно предназначена для сохранения, она была создана в качестве образца для крупномасштабной работы по мрамору.
Мраморная «Поэзия и музыка» была одной из четырех групп, символизирующих искусство и науку, которые по приказу аббата Жозефа-Мари Террея украшали столовую его парижского особняка, отмечая его назначение на пост директора Королевских зданий в 1774 году.
При реализации этой скульптуры, Клодион широко использовал эффективность терракоты для представления плоти, с мягкими, гибкими формами и даже розоватым цветом. Особенно интересна поглощенная концентрация детей. Поэзия пожирает книгу, а музыка играет на струнном инструменте и поет, откинув голову назад.
Движения главных героев пластичные, но несколько отличаются, если взглянуть на модель и на оригинал скульптуры. В мраморной версии мы видим, что поэзия уже не так увлечен книгой, между персонажами происходит некий диалог. Он как будто немного повернут в сторону музыки, приглашая его что-то обсудить. Музыка немного склоняется, чтобы услышать его.
Модель — керамическое неглазурованное изделие из цветной глины с пористым строением.
Обе фигуры вписаны в треугольник, но есть между ними и различие. Если в модели герои смотрят в разные стороны, в упоении увлеченные своим занятием, то в оригинале скульптор меняет это, и между героями появляется диалог.
Если мы обратимся к живописи, то можем заметить, что обычно амуров в виде аллегорий к видам искусства изображали на природе. Например, в картине Буше. Таким образом, мы можем сделать вывод, что оба героя также находятся на природе в окружении книг и музыкальных инструментов.
Тут же стоит упомянуть о неком каноне. В искусстве рококо было принято изображать некого путто или путти. Обычно они предстают в образе маленьких мальчиков. Такая аллегория часто встречается в искусстве Ренессанса, барокко и рококо как скульптурный или живописный мотив для украшения внутреннего интерьера помещений.
Среди скульптуры эпохи рококо трудно найти монументальные, впечатляющие своим содержанием и внешним воплощением работы. Служа лишь вспомогательным средством декора, небольшие и изящные работы Фальконе, Лемуана, Пигаля, Клодиона и Пажу помогали создать легкую, игривую атмосферу и беззаботность, присущую "галантному стилю".
Клодион чаще всего работал именно с неглазурованной цветной глиной, поэтому не удивительно, что он выбрал именно этот материал для модели, так как работал в нем лучше всего. Однако нельзя не отметить его мастерства с мрамором. Вероятно, каррарский мрамор для оригинала был выбран по желанию заказчика.
В середине XVIII века с резкой критикой искусства рококо выступили представители демократического направления во французской культуре. Они называли рококо искусством аристократии, искусством порока, порицали его за гедонизм и внутреннюю пустоту. А как думаете вы: можно ли назвать творчество и мастерство Клодиона поверхностным и слишком декоративным?