Найти в Дзене
Mike Lebedev

«Школа №186. Урок Труда и Великое Пророчество»

Когда старший сынок подрос и отправился в школу, я с удивлением выяснил, что наш привычный «Труд» ныне зовется «Технология». Не, я всё понимаю, 21 век, прогресс, инновации, высокие технологии и вот это вот всё, но как-то «Труд» звучало более уважительно. Основательно. В конце концов, человека из обезьяны сделал именно труд, а не какая-то «технология»!

Да, а потом сынок однажды сообщил:

- Пап, а знаешь, что сказал Владислав Михалыч, когда увидел мой скворечник?

- Вячеслав Михалыч, я так понимаю – это трудовик? Ты трудовика слушай, они юлить не станут, всегда скажут правду в лицо, как она есть. Даже если она горькая.

- Ну да, по технологии. Он сказал – «Во, ещё один рукожоп!»

- Не расстраивайся, малыш. Обидно, конечно, что «ещё один…»

- Почему?

- Потому что надо стремиться всегда быть первым. Даже если ты рукожоп – надо быть лучшим рукожопом, а не «еще одним»! А вообще – мы в школе от своего Александра Васильевича и не такое слышали. Но он всё равно – великий был человек…

- Расскажи!..

-2

Да, Александр Великий, тут не поспоришь. Причем это и сразу было ясно, а не со временем пришло понимание. Ну, хотя бы потому, что Александр Васильевич Кузнецов был не рядовой учитель труда, а решением РОНО рукоположен был однажды в методисты по району. В силу чего у нас периодически проходили «открытые уроки», то есть, приглашались учителя труда всех школ района, а мы торжественно демонстрировали им всё то, чему научились под началом Александра Васильевича. И начиналось всё…

Начиналось с того, что первые рукожопы класса от открытого урока освобождались, а на усиление брали ребят из параллельного Б-класса, отличавших зензубель от шерхебеля.

Затем – торжественное построение перед мастерскими. Хотя мы и перед обычным уроком строились, но тут – особенно торжественно. В выглаженных халатах, а халаты нам специально гладили девки в своем кабинете домоводства. «Халат не может быть мятым как из жопы слона, это тоже элемент техники безопасности!» (А.В.Кузнецов однажды). А когда одноклассница твоя гладит тебе твой халат, то как бы… Ну это типа «Мужская рубашка на женщине – как флаг над захваченным замком», ну типа того. Особенно если потом тебе еще и доверяют командовать импровизированным парадом. И – идем в Мастерские, как к Алтарю, торжественно…

Про то, как проходили занятия наши рукомесленные – отдельная пространная тема. Сегодня про сами Мастерские, про одну их важную деталь.

Урок Труда – это ведь не только шашкой напильником махать, но и масса нужной информации, об инструментах, о материалах, техника безопасности и прочая матчасть. И вот как раз для изучения ее Александр Васильевич и совершил одно из своих изобретений.

-3

Его рабочий стол в слесарных мастерских вообще живо напоминал ЦУП, центр управления космическими полетами. Весь был в кнопках, рычагах, датчиках каких-то. То есть, Александр прямо с места мог включать/выключать станки, свет общий и лампы у станков, шторы задвигать, все это было автоматизировано.

А еще была специальная доска для проверки знаний, электрическая, и с использованием проектора. Это не чисто наше «ноу-хау», конечно, но тут Александр Васильевич довел мысль до идеала.

То есть, идет опрос. На специальном табло загорается номер верстака, которому идти к доске. Учащийся идет. Перед ним на экране вспыхивают вопросы по матчасти, в чем, к примеру, отличие зензубеля от шерхебеля. Надо выбрать ответ и ткнуть электрической указкой. И тогда загорится «Ответ неправильный!!!» Ну или «Правильный», что много реже.

Это сейчас – обычное дело, а тогда у нас – прям космос! При этом иной раз прям в тишине полной всё проходило, ну а что, номер загорелся, вопрос объявлен, ответ получен, оценка…

«Оценка 2» - загорается на табло.

«А я дневник забыл! – А голову ты дома не забыл?»

Так вот, и это уже было 100% изобретение Александра Васильевича. Потому что если учащийся выходил к доске с пустыми руками, то с воем милицейской сирены включалась надпись «ВОЗЬМИ ДНЕВНИК!!!» Это чистый восторг, конечно. Всё равно забыл? Сразу смотри табло «Оценка 2 в журнале». А однажды…

А однажды в феврале 1986 года на очередном уроке Александр Васильевич включил нам телевизор и велел слушать, телевизор и радио в Мастерских тоже были. Но радости было мало, потому что по всем программам в этот момент шел исторический доклад М.С.Горбачева на историческом же 27 съезде КПСС, только мы тогда еще не знали, что они исторические. Только Александр Васильевич уже догадывался.

Слушать доклад генсека нам быстро наскучило, и даже возникла такая идея, что не повыпиливать бы нам чего из железа и не посверлить вместо этой нудьги. Но Александр Васильевич молвил мудро:

- Потом допилите. Сегодня сидите, слушайте. Идиоты, вам же жить потом в этой стране!

И оказался прав. Великий человек наш Александр Васильевич. Так что о его Уроках Труда мы еще вспомним.