Геннадий Станкевич, руководитель личностного практикума МШУ «Сколково», автор программы «Предпринимательский UPGRADE», кандидат психологических наук, рассказал в интервью Кириллу Фомичеву - основателю и генеральному директору агентства комплексного интернет-маркетинга и сквозной аналитики «Точно.», о том, как личность лидера влияет на масштаб бизнеса, и как осуществить внутреннюю трансформацию.
Часть 1. Как зависит масштаб бизнеса от масштаба личности, и почему это особенно актуально сейчас?
Масштаб личности определяет масштаб бизнеса. Без понимания глубины, смысла и структуры этой связи мы рискуем попасть в разрыв между личностью собственника, масштабом его бизнеса и состоянием, в котором его бизнес находится.
В последнее время происходит активная смена культурного ландшафта, причем она касается не только нашего жизненного пространства, городов, где мы живем. Меняются технологии: мы оказались в совершенно другом технологическом и культурном пространстве. У нас появилась другая форма коммуникаций, выстраивания взаимоотношений, формирования своей жизни. Смена культурного ландшафта связана в первую очередь со сменой ценностей. В предпринимательстве и в бизнесе также произошли перемены и появились совершенно новые ценности: творчество, самореализация, влияние, изменение реальности. Эти перемены идут волной, которая буквально захватывает все пространство, где живут и работают предприниматели.
В бизнесе появилось понятие творчества: теперь предпринимательство — это не только про создание продукта и зарабатывание денег. Мы видим, что бизнес становится средой, где человек может проявить свой талант и творчество, что дает возможность самореализации, раскрытию потенциала.
Еще одна ценность — влияние. Лидеры – предприниматели создают определенную атмосферу в обществе, становятся носителями других культурных форм. Изменение реальности является одной из ключевых ценностей для предпринимателя. Этот разворот в творчестве, во влиянии и самореализации приводит к тому, что предприниматель становится публичной личностью, а предпринимательство — новой культурой воплощения личности. Поэтому, предприниматель как герой нашего времени, попадая в поле зрения большого количества людей, должен отличаться от других своим потенциалом, личностным масштабом. Ваш бизнес заставляет вас меняться и становиться героем, от которого ждут новое изменившееся пространство.
Мы сейчас проживаем тектонический сдвиг эпохи, где стратегия накопления и обладания переходит к стратегии воплощения и созидания. Именно бизнесмены и предприниматели становятся людьми, показывающими возможность этого перехода. Ключевым фактором здесь является масштаб личности. При этом предпринимателю нужно найти баланс между успешностью и удовлетворенностью, между талантом и активами. Переход в более активную, счастливую и наполненную жизнь и есть, с моей точки зрения, миссия предпринимательства на сегодняшний день. Эволюция предпринимательства привела к глубокой взаимосвязи лидера и бизнеса: масштаб личности определяет масштаб бизнеса. Если мы проанализируем опыт предпринимательства за последние 10-15 лет, то увидим, что все значительные и значимые проекты осуществляются за счет трансформации лидера.
Часть 2. Трансформация Лидера: как реализовать на практике?
Чем управляет лидер? Есть три базовых объекта управления, взаимосвязь которых определяется масштабом личности:
1. Я — это мое интегральное состояние, эффективность, эмоциональный и интеллектуальный статус.
2. Проект — это бизнес-процессы, бизнес-модель, организация производства и т.д.
3. Команда и ее культура, которая должна быть на уровне, позволяющем реализовать проект.
Поскольку саму идею проекта закладывает лидер, то именно его масштаб личности определяет успешность проекта в целом. Таким образом, от того, насколько я как лидер способен мыслить масштабно и закладывать правильную стратегию и горизонт развития, зависит судьба проекта. То, насколько я могу формировать энергетическое и культурное взаимодействие с командой, определяет ее возможность обеспечить эти бизнес-процессы, сформировать командный разум. Это не просто слова, а конкретные технологии, которые мы выстраиваем в каждом проекте, с большей или меньшей степенью успешности.
Среди этих трех элементов один является определяющим. Уберите его, и ничего остального уже не будет. Уберите лидера, и не будет ни проекта, ни команды. Это та точка, с которой все начинается. От того, в каком состоянии находится личность лидера, его масштаб и горизонты планирования, его потенциал и энергия — зависит то, что будет происходить с проектом и командой.
Что такое масштаб личности, и как им управлять?
Есть четыре базовых элемента, через которые можно определить масштаб личности:
1. Повседневная операционная деятельность.
2. Стратегия проекта.
3. Место проекта в моей жизни.
4. Моя жизнь как путь воплощения и самореализации.
Важная формула: «Сначала личность — потом деятельность», так как компетенции всегда можно дорастить. Поэтому узко рассматривать деятельность в проекте нельзя, необходимо развивать широту интересов и знаний, чаще задавать себе вопросы: «А есть ли в моей жизни искусство, музыка, путешествия, друзья, философия?», «Насколько я понимаю то, что происходит в других сферах, не связанных с моим бизнесом?» и «Насколько я понимаю, как меняется человек и человечество?». Юваль Ной Харари написал об этом в своих книгах, советую их прочитать. Там — ключ к пониманию того, как будет развиваться человечество в целом, и как будет меняться предпринимательство в частности. Мы с вами также должны понимать, что происходит в математике, химии, биологии, философии, психологии и т.д., то есть в тех фундаментальных науках, через которые проявляется человек, и которые помогают развитию масштаба личности. Еще один ключевой элемент — структура и глубина предпринимательской сети, которой можно и нужно управлять. Возможно, вы наблюдали такую вещь, когда вы узнаете, что становитесь объектом наблюдения, то есть вы и ваша жизнь интересна тем людям, о которых вы в принципе даже и не знаете. Влияние — это колоссальный фактор в жизни предпринимателя, но который требует совершенно другого отношения к себе как к личности, создающей новое жизненное пространство, новые культурные формы.
Как развернуть свой масштаб?
Во-первых, понять одну простую вещь: предпринимательство — это образ жизни, а не просто процесс зарабатывания денег. Как только мы с вами это понимаем, мы получаем волшебный ключ для того, чтобы разворачивать свой масштаб.
Во-вторых, масштаб можно нарабатывать лишь тогда, когда у вас есть точка, от которой вы начинаете этот масштаб разворачивать.
Давайте разберемся, что стоит за этими понятиями.
1. Предпринимательский образ жизни.
· Постоянная тотальная трансформация. Предприниматель живет постоянной собственной пересборкой: он каждый раз обнаруживает себя нового, у него есть предмет для собственных перемен. В каждый момент его жизни у него есть понимание того, кем он должен стать завтра, что с ним должно произойти. Этот интерес, любовь и желание жить в формате постоянной пересборки делает его тем самым лидером, за которым всегда начинает выстраиваться цепочка последователей.
· Новизна/инновации. Предприниматель — это человек, который каждый день создает что-то новое и не обязательно только в бизнесе. Это может быть чем-то новым в отношениях с детьми или командой или новые привычки. Смена ощущений создает новые нейронные связи.
· Влияние. Лидер своей собственной трансформацией создает новое понимание того, как нужно строить бизнес и выстраивать свою жизнь в целом. Это также потребность быть в процессе постоянной коммуникации, создавая перемены в других людях.
· Культурные коды. Это ответ на вопрос, какие новые формы, ритуалы, смыслы, практики, интересы создает предприниматель? Что он привносит нового в жизнь других, что считывается как некий культурный код и запускает модель поведения других людей?
2. Предпринимательская позиция
Это осознанное управление:
· Состоянием.
· Собственным развитием.
· Отношениями.
· Результатом.
Важно помнить о том, что я как лидер должен быть больше своего проекта, мыслить стратегически, с 4-го уровня (то есть «Моя жизнь как путь воплощения и самореализации»).
Что такое стратегия?
«Все стратегии хороши лишь до того момента, пока не выпущена первая стрела» (Роберт Джордан)
Стратегия — это ментальная конструкция, представление о своем жизненном пути. Поэтому, если встречаются препятствия в реализации стратегии, мы спускаемся или наоборот, поднимаемся на уровень наших жизненных установок, нашей осознанности. Вот почему масштаб личности определяется нашей осознанностью, то есть идентичностью. В основе идентичности лежат четыре элемента: талант, миссия, мечта, видение. Через них можно отстраивать свою предпринимательскую позицию, расширять масштаб личности, в том числе через тот образ жизни, который мы сами для себя определяем.