Сюда приходят, чтобы отвлечься от проблем или, напротив, разделить радость с близкими, посидеть у костра, послушать музыку или посадить свое первое семейное дерево.
Это место пережило века, поколения, колоссальные перипетии. Но оно все то же — камерное, семейное.
Лучший подарок — валенки
В пятницу 30 октября Ботанический сад Тверского государственного университета вместе со своим руководителем отмечают дни рождения.
Этот день пройдет по-особенному. Сад вышел за пределы своих границ и предстанет перед посетителями на сцене: в ТЮЗе состоится уникальный спектакль, рождение которого происходило в Ботаническом саду.
- Сегодня Ботанический сад в Твери называют Садом души. Но еще лет двадцать назад это была абсолютно заброшенная территория с перекосившейся избушкой. Как удалось подняться с колен?
- Мои отношения с садом начались еще со студенческих лет. На втором курсе мы с группой студентов, влюбленных в природу, захотели сделать что-то своими руками, просиживать на лекциях желания особого не было. Нам предложили взяться за Ботанический сад, где был тотальный разгром, рос борщевик, лежали упавшие деревья.
Со временем пришло страшное осознание, что это место — старинная усадьба в самом центре города — могло быть стерто с лица земли. А ведь наш Ботанический сад, сохранивший средневековый ландшафт древнего Заволжского посада, — единственный в мире, где нет насыпных грунтов.
Тогда нас не пугала неустроенность: 23 года мы топили печь, носили воду из колонки и ходили в туалет на улицу. Мы были альтруистами, все происходящее казалось какой-то романтикой.
До сих пор удивляемся, как пережили эти времена, когда после мытья пол покрывался коркой льда, а лучшим подарком для директора были валенки.
И ведь именно в это время сад стал известен как на российском, так и на международном уровне.
История Ботанического сада ТвГУ начинается 30 октября 1879 года, когда почетный гражданин Твери, купец первой гильдии Илья Бобров заложил почти в самом историческом центре города недалеко от места слияния рек Волги и Тверцы сад с парком, каскадом прудов, изящными деревянными галереями, беседкой-ротондой и арочным мостиком.
Игра на чувствах
- Еще пару десятков лет о Ботаническом саде знали единицы горожан, как правило, жители окрестных домов. Сегодня сад на традиционных праздниках, например Бал тюльпанов или Птичья столовая, едва может вместить всех желающих.
- В 1996 году, когда мы восстановили коллекции растений, решили сделать сад открытым для людей. Правда, спустя пару лет поняли, что делаем что-то не то. За год нас посещали всего 300 человек. И это в полумиллионном городе!
И тогда пришло осознание: мало открыть дверь, надо открывать свои сердца, как бы это пафосно ни звучало. Подход в работе с посетителями в корне изменился. Мы начали привносить в наш сад чувственную составляющую. Например, по другому планировать экспозиции. Возьмем, например, оранжерею. Обычно ботанические коллекции разбивают по семействам, климатическим зонам. У нас все иначе.
Рядом с цветущей японской камелией можно увидеть гламурный розовый банан родом из тропических регионов Африки. Конечно, такой подход осложняет уход за растениями — у них разные требования к освещенности и увлажненности, — но это создает определенную атмосферу уюта. Не случайно название нашей оранжереи - Зеленый дом.
В саду нет ни одного метра закрытой территории. Посетители могут увидеть цветение и плодоношение тверских краснокнижников — ирисов, орхидей, гладиолусов. Растения можно попробовать на вкус! Например, пряные травы или плоды оливы.
Если есть желание, можно поучаствовать в создании экспозиций сада, например в рамках таких говорящих самих за себя проектов «Там, где рождается любовь», «Встаньте на колени перед растениями», «Возвращение к корням».
Мало кто задумывается, что за ними стоит большая научная составляющая. Но главное — такая непростая наука, как ботаника, становится ближе к людям и, самое главное, понятнее.
Люди приходят к нам не столько отдохнуть, сколько получить эмоции и знания. В атмосфере душевного расслабления, сердечности эти знания усваиваются по-другому.
Нас ежегодно посещает 50 тысяч человек — и это успех. Уже несколько лет мы остаемся Ботаническим садом, который имеет самый большой прирост по посетителям во всем мире.
Часто, уходя, посетители говорят: вы лучшие! А наши недавние гости-мальтийцы сравнили посещение сада с путешествием по детской книге сказок.
Любимый сериал на удаленке
- Так идея поставить спектакль «Ботанические сказки для детей и взрослых» принадлежит посетителям?
- Да, но не из Мальты. Хотелось бы сказать, что этот непростой год стал очень показателен для сада: мы помогали горожанам, а горожане - нам.
Вспомните весеннюю историю с черемшой. Цены на лимоны и имбирь взлетали до 1,5 тысячи рублей и сделали для многих эти продукты недоступными.
А у нас целый сад медвежьего лука! Каждый день на воротах сада начали появляться мешочки с черемшой. Люди приходили с соседних домов, приезжали на машинах, даже вполне дорогих.
И уже от посетителей на воротах стали появляться мешочки с самодельными защитными масками, конфетами и даже куличами на Пасху. Это настолько было тепло и трогательно!
А когда сад оказался в сложной ситуации, люди тут же откликнулись: привозили машины гравия, приносили грабли, лейки.
Очень ждем следующую весну: впервые в нашей истории пройдет Бал тюльпанов, устроенный друзьями сада. В этом году ни одну луковицу сад не купил сам — денег из-за запретов на посещения совсем не было.
Конечно, все сады мира в период самоизоляции старались общаться со своими посетителями через соцсети. Но мы сделали то, что не сделал никто: рассказывали о наших растениях - подснежниках и черемухе, гиацинтах и рододендронах под авторские композиции Евгения Соколовского. Для каждого цветка была написана своя мелодия. И эта исключительная инициатива Евгения переросла даже в некое музыкальное направление, которое не работает, если садовник и музыкант не вместе.
В соцсетях люди писали, что наши музыкальные истории стали любимым семейным сериалом в период самоизоляции. Теперь с нашим «сериалом» смогут познакомиться 30 октября театралы. Цикл рассказов о растениях Тверского ботанического сада - это уникальная возможность вживую увидеть то, что начиналось как онлайн-проект, созданный в период изоляции.
Время пошуршать
- Осень — не самое веселое время года. Не случайно в обиход давно вошло понятие «осенняя депрессия». Как вам удается сохранять позитив?
- Осень мало отличается от других сезонов. И осенняя хандра, наверное, мало отличается от хандры летней или зимней. В этом вопросе я не специалист. Но могу сказать с уверенностью: трудно найти человека, которому не понравится золотая осень.
В нашем Ботаническом саду только древесно-кустарниковых культур более полтысячи видов. Представляете, сколько оттенков осени мы получаем ежедневно! Октябрь можно сравнить с финальным произведением на концерте. Это мощный и яркий прощальный аккорд природы.
Это мое любимое время, когда можно наслаждаться листопадом, пройтись по парку, загребая листья ногами.
Кстати, для нас уже стало правилом в саду несколько недель не убирать упавшие листья даже с дорожек. К нам в это время приезжают друзья, чтобы специально пошуршать. Мы и сами с удовольствием это делаем. И кстати, чем вам не средство борьбы с хандрой?
К сожалению, в Твери мало таких мест: дворники стремительно убирают скверы, да и, собственно, обрезанные кроны деревьев не дают много листвы.
И еще, уверен, нужно уметь видеть радость в мелочах. Я люблю академика Лихачева и часто его перечитываю. Он сказал: «Нет неинтересного в этой жизни, есть не интересующиеся люди».
- Если говорить о последних аккордах, что с природой? По-моему, финала пока не видно: в саду собираются цвести рододендроны...
- Действительно, когда-то мы с восторгом говорили о повторном цветении сирени или вишен. Сейчас это становится обыденным. Буквально вчера наш сад вступил в альянс ботанических садов мира по контролю за изменением климата. А он, что бы ни говорили обыватели, меняется. Мы видим это в первую очередь по растениям, особенно по тем видам, которые буквально еще 10-15 лет назад замерзали в открытом грунте. Сегодня же, например, очень капризные формы японских кленов чувствуют себя у нас на улице замечательно. Так что можно перестать укрывать розы, которым может быть только хуже из-за нестабильных зим, из-за оттепелей.
Любовь на всю жизнь
– В прошлом году сад отметил 140-летний юбилей, в этом — 145-летний. Что-то произошло с машиной времени?
– Это оказалось большим, но приятным сюрпризом для нас. Последний архивный документ, который мы обнаружили 15 лет назад, датировался 30 октября 1879 года. И соответственно, в 2019-м мы собирались праздновать 140 лет.
Но готовясь к юбилею, наш сотрудник обнаружил еще один документ — обращение купца Ильи Ивановича Боброва в городскую управу о строительстве дома на месте нынешнего Ботанического сада. Датировано оно 1875 годом. То есть сад на четыре года старше, чем мы привыкли думать.
Не исключено, что впереди нас ждут новые открытия. Ведь, как правило, сначала благоустраивалась территория, а уж потом строился дом.
- Юрий Викторович, вы работаете в саду почти 30 лет. Была мысль сменить место работы?
- Предложения были, и немало. Например, возглавить на ВДНХ павильон «Цветоводство и озеленение». Там серьезные масштабы, да и заплаты другие. Сейчас вакантна должность директора сада на Сахалине. Это действительно интересное предложение: потрясающая природа, фантастические растения. Но каждый раз начинаешь думать, кого ты здесь оставляешь.
За эти годы сад перестал быть местом моей работы. И расставание с ним можно сравнить с разлукой с родными. Для меня неизмеримо сложно сказать: да, я от тебя ухожу. Каждый раз, когда этот выбор встает, думаю: а как его можно бросить? Это любовь? Да, это — любовь.
Елена ТИХОНОВА