Найти тему
bugaev.org

39 фото исторической посадки Ту-154

Оглавление

Как ушла эпоха самого массового и красивого советского лайнера.

28 октября 2020 года. Все фото со встречи рейса — мои.
28 октября 2020 года. Все фото со встречи рейса — мои.

28 октября в аэропорту Толмачёво (Новосибирск) совершил заключительную посадку последний возивший пассажиров на регулярных рейсах самолёт Ту-154М. Так в гражданской авиации России закончилась 48-летняя история эксплуатации самого массового и, на мой субъективный взгляд, самого красивого советского авиалайнера. Аэропорт организовал съёмку исторического события — мне удалось на нём побывать, сегодня расскажу и покажу, как это было.

За полчаса до финальной посадки Ту-154 с бортовым номером RA-85757 в Новосибирске повалил снег. Обычное дело для 28 октября в Сибири, но снежный заряд был такой, что прибывший из Гонконга грузовой Boeing 757 плохо видно на полосе, а вылетающий Ил-76 (следующее фото в галерее ниже) — ещё хуже.

Ту-154 ждут пара десятков фотографов и несколько съёмочных групп теленовостей.

За несколько минут до посадки экипаж передаёт на землю, что торжественного прохода над полосой не будет — погода не позволяет. С таким снежным зарядом и ветром уже не до красоты и съёмок. Позже выяснится, что из-за погоды даже рассматривался вариант ухода на запасной аэродром — но опытному экипажу удалось с первого раза благополучно посадить самолёт в Новосибирске, где и планировалось.

Вот они, последние секунды последнего пассажирского рейса Ту-154 в России — 28 октября 2020 года, рейс Мирный — Новосибирск (листайте галерею):

Первый пассажирский рейс на Ту-154 был выполнен 9 февраля 1972 года по маршруту Москва — Минеральные воды. Конечно, там был совсем другой борт. Последний же в гражданской авиации России Ту-154М с регистрацией RA-85757 был построен 28 лет назад на заводе «Авиакор» в Самаре. В 2013 году самолёт пополнил парк авиакомпании «Алроса». В ней он выполнил 737 рейсов в обе стороны и перевёз более 160 тыс. пассажиров.

После посадки самолёт заруливает на перрон к месту стоянки.
После посадки самолёт заруливает на перрон к месту стоянки.

Заключительный рейс Ту-154М не был технической формальностью — из Мирного в Новосибирск прибыл 141 пассажир. Среди них были шесть фанатов авиации — они специально прилетели в Мирный (из Москвы, Петербурга, Новосибирска и даже из-за рубежа), чтобы попасть на уникальный рейс.

Последние метры последнего рейса.
Последние метры последнего рейса.

Ту-154 стал самым массовым советским реактивным авиалайнером — всего в СССР и России было построено более 1000 самолётов этого типа. Завершили производство в 2013 году — последние собранные борта ушли госструктурам. Там они ещё продолжают летать, но вот на гражданских рейсах в России наш Ту-154 (RA-85757) был последним.

За пассажирами приехали автобусы.
За пассажирами приехали автобусы.

Завершение эксплуатации Ту-154 на пассажирских линиях именно в Новосибирске выглядит даже как-то символично. Толмачёвский авиаотряд вторым в России (после Москвы) получил Ту-154 и начал осваивать новый самолёт.

Подан трап.
Подан трап.

Первый Ту-154 на базирование в Новосибирск перегнали в 1974 году — это был самолёт с бортовым номером СССР-85070. Ниже — фото с его торжественной встречи в аэропорту Толмачёво 3 августа 1974 года.

Фото неизвестного автора. Ссылка №3 в конце поста.
Фото неизвестного автора. Ссылка №3 в конце поста.

И вот теперь, 46 лет спустя — торжественная встреча последнего регулярного рейса на Ту-154 в России:

Пассажиры покидают самолёт.
Пассажиры покидают самолёт.

В начале рейса командир экипажа, пилот первого класса Александр Лешкевич, сообщил пассажирам о том, что это заключительный полёт на Ту-154 в России.

«Вести Новосибирск» атакуют пассажиров вопросами.
«Вести Новосибирск» атакуют пассажиров вопросами.

Одна из пассажирок в интервью якутским журналистам (ссылка №2 внизу поста) призналась, что ей комфортнее летать на «Боингах», к тому же на борту можно зарядить телефон.

Эх, если бы Ту-154 также модернизировался — поколение за поколением, как Boeing 737 — сейчас мог бы и не уступать в комфорте. Может быть, и в экономичности, хотя сейчас в пассажирских перевозках больше востребованы самолёты с двумя двигателями.

-12

Последние пассажиры покидают самолёт.

-13

Скоро на борт поднимемся мы — чтобы сделать несколько кадров.

Популярный ракурс, но исчезающий вид — двигатель в киле стал редкостью.
Популярный ракурс, но исчезающий вид — двигатель в киле стал редкостью.

Разгрузка багажа.

-15

Теперь в парке «Алросы» остались только «Боинги» — 737-700, как на фото ниже (2 борта), и 737-800 (4 борта).

В одном кадре — прошлое и настоящее «Алросы».

Ту-154 внешне симпатичнее Боинга — ну, на мой взгляд, конечно.
Ту-154 внешне симпатичнее Боинга — ну, на мой взгляд, конечно.

Тем временем мы поднялись на борт, здесь командир экипажа Александр Лешкевич даёт интервью. Он тоже заканчивает свою лётную карьеру, как и Ту-154. Конечно, будет скучать по своему самолёту.

-18

Жалею, что мне не удалось полетать на Ту-154. Но и просто пройтись по салону самолёта, который многие годы был главным пассажирским лайнером страны — тоже интересно. Листайте фото:

Все надписи в самолёте — конечно же, на русском.

-20

Телефон для связи бортпроводников с экипажем. Ну и другим бортпроводникам можно накрутить, если скучно станет :)

Кабина Ту-154 выглядит гораздо более серьёзно, чем в современных самолётах. Это рабочее место бортмеханика.

-22

Места пилотов Ту-154. По словам Александра Лешкевича, управлять Ту-154 легко, самолёт надёжный, но он не прощает разгильдяйства.

-23
«Поднять самолет в заключительный рейс доверили опытному экипажу. Воздушным судном управляли пилоты 1 класса – Александр Лешкевич, имеющий более 18 тыс. часов налета и Николай Ворошилов, имеющий почти 10 тыс. часов налета. В состав экипажа также вошли штурман-инструктор Игорь Контарез и борт-инженер инструктор Михаил Богданов», — сообщила пресс-служба Толмачёво.
-24

Ну и я не мог не сфотаться на фоне этого самолёта. Всем привет!

-25

Что будет дальше с этим самолётом, пока неизвестно. Борт Ra-85757 закрыл историю эксплуатации Ту-154 на пассажирских линиях в России, 30 октября у него истёк сертификат лётной годности — летать этот лайнер больше не может. Будет круто, если самолёт удастся сохранить. Да, в самом Толмачёво уже два Ту-154 в качестве музейных экспонатов — но, например, ни в одном городе Сибири нет большого самолёта, переоборудованного под ресторан. А почему бы и нет? :)

Ту-154 в России продолжают использовать вооруженные силы и государственные структуры. Но на пассажирских рейсах в стране его больше нет. Впрочем, можно найти за рубежом — например, Ту-154 ещё возит пассажиров в Северной Корее.

На этом всё, спасибо за внимание! В конце поста собрал немного ссылок, которые помогут больше узнать о заключительном рейсе и самолёте Ту-154 в целом.

Что ещё посмотреть и почитать про Ту-154

  1. Мой предыдущий пост про самый красивый советский лайнер, собравший более 20 000 дочитываний и более 400 комментариев.
  2. «Ту-154. Моя легенда». Документальный фильм (начало, окончание).