Найти тему
History of Rome

Как придумали легенду о Ромуле и Реме. И кто такая Рума?

Оглавление
Друзья, решили снова поднять всему забитую тему о Реме и Ромуле, но в этой раз мы расскажем правдивую историю ,помимо выдуманной.
Для общего понимания мы разделим статью на 2 огромных части - в первой расскажем о популярной истории, а во второй части расскажем как появилась эта легенда. Приятного чтения!

Амулий изгнал своего брата Нумитора, чтобы стать единоличным правителем на Альба Лонге. Он убил его сыновей и заставил свою дочь Рею Сильвию стать весталкой, чтобы она не родила наследников престола, которые могли бы его свергнуть..

Однако бог Марс увидел Рею, пока она черпала воду в священном лесу, и изнасиловал, в результате чего она забеременела близнецами: Ромулом и Ремом.

Амулий осудил ее и приказал убить, потому что она нарушила обет целомудрия, но река Аньене(реки в древнем риме олицетворяли божество), куда было брошено тело, сжалилась над ней и воскресила. Царь Амулий, чтобы не брать грех на себя, за убийство детей, положил их в корзину, и пустил по течению.

Из-за сильных дождей Тибр вышел из берегов, воды затопили поля Велабро, и на этом берегу, называемом Цермалус, корзина остановилась. Затем вода отступила, и близнецы оказались у подножия фигового дерева (ficus ruminalis).

-2

По другим рассказам корзина остановилась в пещере у подножия Палатина, названной «Луперкал»(Lupercale), думаю потому, что она священна для Марса и Фавна Луперка.

Волчица, привлеченная криками двух детей, спустилась с гор к реке нашла их и накормила. Также еще дятел приносил им еду и кстати, он является священной птицей для Марса. Затем их нашел пастух по имени Фаустул, свинопас Амулия, который вместе со своей женой Аккой Ларентией решил воспитать этих детей. Хижина Фаустула и Ларентии находилась на Палатине, в районе Гермало «Germalo».

-3

Плутарх рассказывает (Жизнь Ромула):

Говорят, что близнецы были привезены в Габий, чтобы они научились пользоваться письмом и всем, чему обычно приходится учиться детям благородного происхождения ... их звали Ромул и Рем... Ромул, казалось, обладал сильной способностью к суждениям и врожденной политической проницательностью, проявляющаяся в отношениях с соседями за право пасти и вести охоту. Он также обладал естественной предрасположенностью к командованию, а не к подчинению.

И Ливий добавляет (Ab Urbe condita):

Укрепленные телом и духом, они не только противостояли зверям, но и устраивали засады на разбойников, нагруженных добычей. Они делились грабежами с пастухами и делились с ними вещами разного рода….
Обы­чай этот был изве­стен всем, и раз­бой­ни­ки, обо­злен­ные поте­рей добы­чи, под­сте­ре­га­ли юно­шей, увле­чен­ных празд­нич­ною игрой: Ромул отбил­ся силой, Рема же раз­бой­ни­ки схва­ти­ли, а схва­тив, пере­да­ли царю Аму­лию, сами высту­пив обви­ни­те­ля­ми. Вини­ли бра­тьев преж­де все­го в том, что они дела­ли набе­ги на зем­ли Нуми­то­ра и с шай­кою моло­дых сообщ­ни­ков, слов­но вра­ги, уго­ня­ли оттуда скот. Так Рема пере­да­ют Нуми­то­ру для каз­ни.
Фав­стул и с само­го нача­ла подо­зре­вал, что в его доме вос­пи­ты­ва­ет­ся цар­ское потом­ство, ибо знал о выбро­шен­ных по цар­ско­му при­ка­зу мла­ден­цах, а подо­брал он детей как раз в ту самую пору; но он не хотел преж­де вре­ме­ни откры­вать эти обсто­я­тель­ства — раз­ве что при слу­чае или по необ­хо­ди­мо­сти. Необ­хо­ди­мость яви­лась пер­вой, и вот, при­нуж­да­е­мый стра­хом, он все откры­ва­ет Рому­лу. Слу­чи­лось так, что и до Нуми­то­ра, дер­жав­ше­го Рема под стра­жей, дошли слу­хи о бра­тьях-близ­не­цах, он заду­мал­ся о воз­расте бра­тьев, об их при­ро­де, отнюдь не раб­ской, и его душу сму­ти­ло вос­по­ми­на­нье о вну­ках. К той же мыс­ли при­ве­ли Нуми­то­ра рас­спро­сы, и он уже был неда­лек от того, чтобы при­знать Рема. Так замы­ка­ет­ся коль­цо вокруг царя. Ромул не соби­ра­ет сво­ей шай­ки — для откры­то­го столк­но­ве­ния силы не были рав­ны, — но, назна­чив вре­мя, велит всем пас­ту­хам прий­ти к цар­ско­му дому — каж­до­му иной доро­гой — и напа­да­ет на царя, а из Нуми­то­ро­ва дома спе­шит на помощь Рем с дру­гим отрядом. Так был убит царь.
При пер­вых при­зна­ках смя­те­ния Нуми­тор, твер­дя, что вра­ги, мол, ворва­лись в город и напа­ли на цар­ский дом, увел всех муж­чин Аль­бы в кре­пость, кото­рую-де надо занять и удер­жи­вать ору­жьем; потом, увидав, что кро­во­про­ли­тье свер­ши­лось, а юно­ши при­бли­жа­ют­ся к нему с при­вет­ст­ви­я­ми, тут же сазы­ва­ет сход­ку и объ­яв­ля­ет о брат­ни­ных про­тив него пре­ступ­ле­ни­ях, о про­ис­хож­де­нии вну­ков — как были они рож­де­ны, как вос­пи­та­ны, как узна­ны, — затем об убий­стве тира­на и о себе как зачин­щи­ке все­го дела. Юно­ши яви­лись со всем отрядом на сход­ку и при­вет­ст­во­ва­ли деда, назы­вая его царем; еди­но­душ­ный отклик тол­пы закре­пил за ним имя и власть царя.
Так Нумитор становится царём.

Смерть Рема и снование Рима

Затем Ромул и Рем покинули Альба-Лонгу и отправились на берег Тибра, чтобы основать новый город на том месте, где они родились и выросли.

Ливий сообщает две версии:

Бра­тья были близ­не­цами, раз­ли­чие в летах не мог­ло дать пре­иму­ще­ства ни одно­му из них, и вот, чтобы боги, под чьим покро­ви­тель­ст­вом нахо­ди­лись те места, пти­чьим зна­ме­ньем ука­за­ли, кому наречь сво­им име­нем город, кому пра­вить новым государ­ст­вом, Ромул местом наблюде­ния за пти­ца­ми избрал Пала­тин, а Рем — Авен­тин.
Рему, как пере­да­ют, пер­во­му яви­лось зна­ме­нье — шесть кор­шу­нов, — и о зна­ме­нии уже воз­ве­сти­ли, когда Рому­лу пред­ста­ло двой­ное про­тив это­го чис­ло птиц. Каж­до­го из бра­тьев тол­па при­вер­жен­цев про­воз­гла­си­ла царем; одни при­да­ва­ли боль­ше зна­че­ния пер­вен­ству, дру­гие — чис­лу птиц. Нача­лась пере­бран­ка, и вза­им­ное озлоб­ле­ние при­ве­ло к кро­во­про­ли­тию; в сумя­ти­це Рем полу­чил смер­тель­ный удар. Более рас­про­стра­нен, впро­чем, дру­гой рас­сказ — буд­то Рем в насмеш­ку над бра­том пере­ско­чил через новые сте­ны и Ромул в гне­ве убил его, вос­клик­нув при этом: «Так да погибнет вся­кий, кто пере­ско­чит через мои сте­ны». Теперь един­ст­вен­ным вла­сти­те­лем остал­ся Ромул, и вновь осно­ван­ный город полу­чил название от име­ни сво­его осно­ва­те­ля

Версия Плутарха в «Жизни Ромула» похожа на версию Ливия, но его победа была результатом обмана, из-за которого Рем был зол, и в результате возник спор, приведший к его смерти.

Когда Рем понял, что его брат посмеялся над ним, он возмутился и пока Ромул копал ров, которым он намеревался окружить городские стены, Рем высмеивал его работу и пытался помешать ему.

-4

В конце концов он пересек ров и пал в том же месте, по мнению одних сам Ромул убил, а по другим - товарищ Ромула, Селера. В драке также пали Фаустул и Плистин, который, как говорят, был братом Фаустула и помогал воспитывать Ромула и Рема.

По другим источникам, ситуация была такая - Ромул построил стену по краю борозды (urvus, от которой Urbs = город), начерченной плугом, поставив на нее самого ловкого и опытного охранника, которому приказал убить любого, кто осмелится перелезть через нее. К сожалению, Рем знал о приказе своего брата, и когда он подошел к стене, заметив, насколько она низка, он перепрыгнул через нее. Верный Селера бросился на него и пронзил его мечом. Ромул, зная о несчастье, был потрясен, но он не осмелился плакать перед своим народом, властителем которого он стал.

-5

Вообще, по широко распространенной традиции, близнецы должны были получить землю, равную периметру шкуры коровы. Близнецов это не обескуражило: они тщательно сняли шкуру с крупного животного и сделали из него очень маленькие полоски-лоскутки, положив их одну за другой. На этих границах кожи прослеживалась борозда померия. Несомненно, это отсылка к жертвенному обряду быков.

Это очень напоминает миф о Кадме, который отправился к Дельфскому оракулу, чтобы узнать где основать город Фивы. Пророчество гласило: «Выберите среди ревущих коров ту, у которой с обеих сторон изображено белое пятно в виде полнолуния. Возьмите ее в качестве проводника на дороге, по которой вам придется путешествовать. Где корова встанет на колени и впервые положит свою рогатую голову на земле, там вам и придется принести ее в жертву земле, погруженной во тьму . После этого вы найдете город с широкими улицами на самом высоком холме.

-6

Намек на луну и корову указывает на наследие Богини-матери или Европы.

Легенда и Реальность

Название Рима происходит от этрусского имени Рума, древней богини, атрибутом которой был фикус руминалис( ficus ruminalis ), а священный потому, что еще не созревший фикус имеет внутри жидкость, похожую на молоко - ассоциация с кормлением грудью. Пифагорейцы также поклонялись плоду фигового дерева, который они несли в процессии. Фактически, фиговое дерево постоянно росло у подножия Палатина. Короче говоря, первый Рим семи царей был прежде всего этрусским.

-7

Легенда гласит, что Ромула и Рема кормили грудью под фиговым деревом, на самом деле этот “грудной” инжир происходит от богини Румы, которой был посвящен небольшой храм рядом со смоковницей.Улавливаете суть, да? При чем тут волк? Рума или Румина была этрусско-римской богиней, которая ассоциировалась со вскармливанием младенцев.

Имя Рума на самом деле означает «грудь» (mammella) и, как и многие этрусские имена, превращает «u» в «o», и слово «rumax» становится «romanus» на латыни. Таким образом Рума(Ruma) становится Ромой(Roma).

Легенда гласит, что двух близнецов Ромула и Рема, брошенных в корзине на реке Тибр, кормила волчица, которая потом станет символом Рима. Но Лупа также была древним божеством, которое затем ассимилировалось с Акка Ларентией, которая по сути даже не была женщиной, а богиней Лупой. Запутанно? Да вообщем то нет)

В её обрядах жрицы практиковали священную проституцию, или «иеродулию»(ierodulia) - (о ней мы писали ранее), подражая действиям в стихе волчицы (был свой стих волчицы). С другой стороны, Ферониане, Латини, Сабини и Фалиски почитали богиню этрусского плодородия «Ферония»(Feronia), храм которой находился у подножия горы Соратте, в Лукусе, она также была Богиней Волчицей.

Еще в Древнем Риме оставался уничижительный термин «lupa» для обозначения проститутки, термин «lupanare» обозначался для публичных домов, а стих про волка римские проститутки, больше не священные, использовали для соблазнения покровителей.

Таким образом, Акка Ларентия была не женщиной, как утверждает патриархат, а богиней, на самом деле Ларенталии праздновались в Риме 23 декабря, и затем Император Август приказал проводить этот праздник дважды в год.

Акка ин Санкрито (Akka in Sancrito) означает «мать» (madre). Следовательно, Акка Ларентия была Матер Ларум или «Матерью ларов»(Madre dei Lari), а лары были предками-покровителями римлян, включая, конечно, Ромула и Рема.

Фактически, во время Лауренталии жертвоприношения приносились ларам, культу этрусского происхождения, духам предков, которые защищали род, семью. Более важным, чем семья, для римлянина был род, из которого он происходил, тот, который мог дать престиж и известность, а также защиту. Это означает, что он появилось даже раньше, чем собственное имя: к примеру Юлий Цезарь принадлежал к прославленному роду Юлиев (Giulia).

Сабиняне поклонялись богине Ларенте, или Ларунде, «Dea Muta» миру мертвых или вернее, предков.

Спасибо за внимание! Делитесь своими впечатлениями в комментариях)