«Архитектор Дмитрий Крыжановский на Петроградской стороне» – пешеходная экскурсия «Открытого города», важнейший объект которой – доходный дом купца Р.И. Берштейна на углу Каменноостровского проспекта и улицы Профессора Попова (ранее – Песочная улица).
В конце XIX века участок, где вскоре будет выстроен многоэтажный дом Берштейна, принадлежал коллежскому асессору Эдуарду Гильдебрандту, и крупнейшей постройкой здесь был угловой двухэтажный дом в стилистике «безордерного» классицизма, с рустованным первым ярусом и фронтоном над карнизом.
Приобретший участок торговец готовым платьем купец 1-й гильдии Рафаил Берштейн не мог, конечно, удовлетвориться столь незначительной постройкой – он задумал снести прежние скромные строения и возвести здесь коммерчески выгодный дом, чтобы стабильно получать доход от арендной платы за многочисленные квартиры. Проект составил в 1910 году художник-архитектор Дмитрий Андреевич Крыжановский, который новаторски предложил раскрыть один из дворов к улице, чтобы насытить жилища светом и воздухом.
Что же касается отделки фасадов, то проектные чертежи Д.А. Крыжановского демонстрируют нам своего рода «минимализм». Архитектор не предлагает со стороны улицы никаких декоративных деталей, и лишь со стороны проспекта планирует устроить вход через полуциркульную нишу – экседру, а на фасаде поместить скульптурные изваяния.
Когда в 1911 году дом был построен, фасад его совершенно не походил на проектный вариант. Угловую часть увенчали гранёным высоким покрытием с фонариком-бельведером и шпилем, стены на уровне первого яруса затянули грубоколотыми гранитными блоками, добавили балконы, декоративные вставки, мощные щипцы над карнизом. Как видим, купец-домовладелец раскошелился на основательную гранитную облицовку, и зодчий талантливо оснастил фасады этим высокопрочным суровым отделочным материалом. Благодаря щедрой каменной отделке дом походит на гранитный утёс, врезающийся в городскую застройку.
Со стороны Песочной улицы был согласно проекту устроен открытый двор, фасады которого получили столь же богатую облицовку. Двор отделён от улицы металлической оградой с фонарями на гранитных столбах, а входы в парадные оформлены как основательные гранитные тамбуры-порталы с полуциркульными окнами.
Со стороны Каменноостровского проспекта вход в парадную был сделан, как и предусмотрено в проекте, в виде высокой глубокой ниши-экседры. Заглублённый портал был не только интересным художественным элементом, но играл также важную функциональную роль в дождливом петербургском климате. За этим порталом, богато обработанным гранитом, находится вестибюль, пол которого выложен цветной керамической плиткой, а стены отделаны декором в стилистике неоклассицизма – вазоны, гирлянды, кессоны (углубления в потолке). Солидная деревянная входная группа, спрятанная за наружной железной дверью, прибавляет дому представительности, сохранившиеся квартирные двери дополняют эту картину.
В 1912 году доходный дом Р.И. Берштейна был отмечен серебряной медалью на конкурсе фасадов. Вскоре после завершения строительства в одной из квартир дома поселился его создатель, архитектор Д.А. Крыжановский, а в советское время здесь жил другой крупный петербургский и ленинградский зодчий – Александр Лишневский.
Автор статьи: Чепель Александр Иванович, краевед, кандидат исторических наук, член Совета СПбГО ВООПИиК, ведущий авторской рубрики сайта «Открытый город».