Найти в Дзене
F1 Ревю

Почему искрят болиды Формулы 1?

Мы видим искры в каждой гонке, а на ночных и вечерних этапах это выглядит особенно красиво, но что же вызывает это красочное явление в современной Формуле 1?

Вообще, поток искр в Формуле 1 был не всегда - он стал появляться в 80-х в следствии использования командами так называемого граунд-эффекта (аэродинамическая концепция, опишу её в следующей статье), когда машину настраивали так, чтобы дорожный просвет был абсолютно минимальным и элементы днища касались дорожного покрытия, результатом являлось появление искр. Конечно, трение элементов болида об асфальт не было постоянным, оно возникало только при высокой аэродинамической нагрузке, при полных топливных баках или при наезде на неровности трассы.

Так искрили болиды в 80-х
Так искрили болиды в 80-х

Авария с летальным исходом Айртона Сенны, в которой отчасти обвинили его болид, обладавший слишком маленьким дорожным просветом, привела к запрету неконтролируемого уменьшения дорожного просвета и FIA отныне четко следила за каждым болидом и его настройками. Для ограничения и отслеживания просвета придумали крепить под днищем болида деревянную пластину, избыточный износ которой и был индикатором того, что команда слишком сильно занизила свой болид. Крепилась эта пластина на кевларовых элементах, которые, по правилам, могли соприкасаться с асфальтом, но искр кевлар высекать не мог, поэтому про это явление забыли на долгие годы.

После радикальной смены технического регламента в 2014 году, болельщики ринулись критиковать FIA за снижение зрелищности гонок - звук болидов стал никаким, обгонов стало меньше, да ещё и одна команда выиграла весь сезон, так что функционеры из FIA начали искать решения по возвращению гонкам зрелищности. Одним из решений тех времён стало изменение в регламенте, касающееся именно крепления той самой деревянной пластины, перед сезоном 2015 года руководство сообщило, что теперь крепёж необходимо заменить с кевларового на титановый и это нововведение приняли холодно, ведь действительно, у Ф1 столько проблем, а вы нам предлагаете какое-то абсурдное правило по замене материала крепежного элемента! Но болельщики даже не догадывались, насколько это незначительное нововведение изменит визуальный облик гонок Формулы 1.

Начало сезона 2015 года показало, что титан при контакте с асфальтом изнашивается быстрее кевлара, а значит, командам необходимо тщательнее контролировать дорожный просвет, но публику впечатлил ещё и тот факт, что титановый крепеж высекал фонтаны искр из-под днища болида! Особенно круто это выглядело на четвёртом этапе сезона в вечерне-ночном Бахрейне.

Стоит добавить, что решение применить титан было обусловлено не столько желанием поднять зрелищность и вернуть искры (FIA вряд ли стала бы делать упор только на это), сколько желанием повысить уровень безопасности пилотов. Кевлар, который использовался до 2015 года, был устойчивее титана, но при избыточных нагрузках разрушался на довольно крупные и острые фрагменты, которые могли остаться и на поребриках и на самой трассе, создавая дополнительную угрозу безопасности гонки, ведь он провоцировал проколы, да и сам по себе мог отлететь куда угодно при наезде на него колеса болида.

В общем с тех пор титановые крепёжные элементы под днищем продолжают успешно использоваться, и по сей день мы видим огромные волны искр, вылетающих из-под болидов. Согласитесь, без них уже было бы непривычно.

#аэродинамика #формула-1. торо россо #формула-1 #формула 1 #red bull racing #ferrari #пьер гасли #даниил квят #льюис хэмилтон #себастьян феттель