Найти тему
Andre Modesto

Пипл схавает: как упал уровень исполнительского мастерства у рок-музыкантов

Рок-концерт (шоу)
Рок-концерт (шоу)

В настоящее время технический прогресс в музыкальной индустрии достиг небывалых высот: появилась масса плагинов (независимых программных модулей), которые позволяют создавать уникальные звучания для композиций; звуковых эффектов, преобразовывающие сам звук и придающие ему новые формы; оборудование от ведущих производителей (микрофоны, процессоры и пр.), делающее возможным записывать материал в высочайшем качестве; виртуальные помощники (например, виртуальный барабанщик), облегчающие написание музыкальных партий.

Однако у данного явления есть и обратная сторона - люди стали записывать музыку, не обладая должным навыком исполнительского мастерства.

Чаще всего это явление можно встретить среди вокалистов. Возьмем мой любимый пример - Оливер Сайкс из группы Bring Me The Horizon. Когда мы слушаем студийные записи группы (особенно альбомы Sempiternal и That's The Spirit), мы искренне удивляемся, насколько плотные, динамичные, выразительные, а главное качественно сделанные вокальные партии Сайкса в песнях. Они заседают в голове, их хочется повторять, подпевать, переслушивать. НО. Стоит нам взять любую из записей живых выступлений группы на YouTube за тот период, как мы выдим и слышим, что добрую половину вокальных партий Оливер просто не поет, либо за него это делает клавишник Джордан Фиш (который кстати очень классно поет), либо в это время играет "плюс" (оригинальная студийная запись). Но это не самое главное - когда он поет свою партию, качество исполнения далеко не такое, которое мы слышим на записи - ему не хватает дыхания, периодически не попадает в ноты, местами слабая динамика.

Оливер Сайкс, вокалист группы Bring Me The Horizon
Оливер Сайкс, вокалист группы Bring Me The Horizon

Еще один пример вокалиста - Дэнни Уорсноп из группы Asking Alexandria. В данном случае ситуация немного другая - за несколько лет активной карьеры Дэнни умудрился "убить" свой голос при помощи неправильной техники и вредных привычках (об этом в свое время говорил Leos из Hellscream Academy). Хотя у Сайкса имеется похожий сценарий по, так сказать, уничтожению своего голоса, стоит отдать должное, что Уорсноп достаточно классно умеет петь чистым вокалом. Но это не отменяет того факта, что на одноименном альбоме группы записаны вокальные партии, которые Дэнни не мог исполнять вживую. В конце концов, коллективы начинают отказываться от более тяжелого и агрессивного звучания, когда становится понятно, что вокалист перестает, как говорится, "вывозить", и Asking Alexandria не исключение. Это уже своеобразная тенденция, но о ней в другой раз.

Дэнни Уорсноп, вокалист группы Asking Alexandria
Дэнни Уорсноп, вокалист группы Asking Alexandria

Ну и третий пример (возьмем отечественный) - Слава Соколов, экс вокалист группы [Amatory]. К сожалению, в данном случае здесь все, мягко сказать, "плохо". И это общеизвестный факт. Если послушать студийные записи [Amatory] при Соколове, там действительно все звучит классно - агрессивно, с экспрессией, выразительно. Но стоит открыть любое видео с живого выступления... Далеко ходить не надо - достаточно послушать совместную песню с группой Ауткаст с их последнего альбома, вышедшего в этом году: сначала оригинал, а затем вживую. Все мимо нот, динамики нет, нет дыхания, и прочее и прочее и прочее.

Слава Соколов, экс-вокалист группы [AMATORY]
Слава Соколов, экс-вокалист группы [AMATORY]

Есть и более локальные примеры, когда вокалисты на записи исполняют сложную (например, очень высокую партию), а вживую это спеть не могут, но это встречается буквально в паре песен из репертуара, в то время как в большинстве своем все звучит все очень даже прилично. Один из таких примеров - Джон бон Джови из группы Bon Jovi, а песня - легендарная Livin' On A Prayer. И многие из вас уже догадались, про что идет речь - про знаменитый припев. Как говорил позже в одном из интервью сам Джон, он вообще не мог "вывозить" эти высокие ноты, и их за него пели другие участники коллектива.

Джон Бон Джови, вокалист группы Bon Jovi
Джон Бон Джови, вокалист группы Bon Jovi

Интересный факт - если внимательно слушать оригинальные студийные записи, во многих песнях можно слышать: 1) куски партии (обычно, фразы, а иногда и просто слова) записаны по отдельности и склеены; 2) повторяющиеся моменты в песнях - это как правило один и тот же дубль. Люди, которые "варятся" в этой сфере, сразу замечают и слышат подобные вещи, в то время как для простого слушателя они незаметны. И конечным продуктом является классная качественно записанная песня.

А что происходит дальше? Люди, слушая это, влюбляются в эти песни, в то, как они звучат, покупают диски или скачивают на стриминговых площадках. А в скором времени исполнители объявляют концерты, фанаты покупают билеты, хотят и мечтают увидеть и услышать своих кумиров. Приходят на концерт. Начинают слушать - и тут понимают, что как-то не очень.

Хотя нет, я неправ. Большинство людей даже могут не заметить этого, и тут возможны разные причины: плохо настроен звук на концертной площадке; кураж берет верх над аудиторией и она уже не особо обращает внимание, как выступление звучит на самом деле; в головах играет студийный оригинал, и он подстраивается под видимую картинку; исполнители выступают под "плюс" и т.д. И это грустно.

Многие музыканты прекрасно это понимают. Понимают, что на концертах особо ничего не разобрать. И прекрасно этим пользуются, создавая потрясающую качественную обёртку, за которой стоит не соответствующее ей исполнительское мастерство. Получается, что продается образ, иллюзия. Потому что "пипл схавает".

Но не все так плохо. Слава Богу, что мир большой, и в рок-индустрии есть очень много примеров качественного исполнения - Дэвид Дрейман (Disturbed), Эксл Роуз (Guns N' Roses), Джеймс Хэтфилд (Metallica), Честер Беннингтон (Linkin Park) и многие другие. Хорошо, что этот ряд можно продолжать долго.

У всех разные вкусы. Разные потребности, желания. Хотите красочных иллюзий - пожалуйста, это не всегда плохо. Но по-моему, получать искреннее удовольствие от классной реальности (в виде высокого исполнительского мастерства красивых и мощных песен) гораздо круче, чем обманывать самого себя и внушая, что иллюзия прекрасна, а реальность - далеко не всегда.