Эпизод из путешествия в Абхазию дикарём в сентябре 2020 года.
Торопимся на Сухумский маяк проводить закат. Винишко, сыр и хоба - всё, чтобы душевно посидеть на пляже.
Щёлк! Фото заброшенного здания, кои в Сухуме на каждом углу. Безокое лупоглазое эхо войны, заросшее вьюнком. Практически не останавливаясь, просто по пути, мимоходом.
⁃ Молодой человек, а вы с какой целью фотографируете? - подошёл местный седоусый мужчина в возрасте. Чем-то смахивает на Лукашенко, только абхазец.
Начинаем с ним вежливо общаться, и до меня не сразу доходит, что тон его отнюдь не дружелюбен. Спрашивает, где мы остановились, есть ли с собой документы, что делаем в Абхазии.
⁃ Мы туристы из России, а на остальное отвечать не будем, пока вы нам свои полномочия не подтвердите. Объясните суть претензии?
⁃ Отставить! Здесь вопросы задаю я. Сейчас мы вам всё подтвердим.
⁃ Мы что-то нарушаем?
⁃ Нарушаете.
⁃ Давайте тогда милицию вызовем?
⁃ Я уже вызвал, сейчас ребята подъедут.
В коротких паузах в нашем становящемся всё менее и менее адекватном диалоге он несколько раз звонил куда-то, разъясняясь на абхазском.
Долго тянулся разговор, милиция не торопилась в нашу сторону, мы вообще не понимали, чего дядьке от нас надо. «Вот вы потом будете выкладывать эти фото в интернет и писать, какая Абхазия разрушенная и разбомбленная», - наезжает он. Эммм, ну, вообще-то мы не собирались, но даже если да - это гостайна, что ли? И нам ради этого ждать приезда правоохранителей? А когда начались вопросы о том, на какую разведку мы работаем (на полном серьезе), мы поняли, что не стоит продолжать беседу.
Короче, разорвали мы с ним контакт и ушли-таки на маяк, а вслед летело восклицание: «Посмотрим, как вы сегодня переночуете!»
Закат уже был бездарно потерян, но заветную фоточку я всё же успела получить 😏
Ночь. Возвращаемся второстепенными улочками в гестхаус. Остаётся дойти метров 300, как вдруг нас подрезает машина. «Проедемте, пожалуйста, с нами», - говорит водитель, показывая своё удостоверение сотрудника уголовного розыска.
Нас доставили в УВД по Сухуму. Разруха, обшарпанные стены, всё прокурено, лампочки почти нигде не работают - нам освещают дорогу фонариками от телефона. В кабинете начальника вокруг большого стола - 6 человек, все явно на взводе, двое прям тут курят.
Мысль: я прекрасно осознаю, что мы нигде ничего не нарушили, но зная, как это работает в России и понимая, что Абхазия - это как Россия 90-х, я начинаю ожидать неприятностей. Подкинут? Припишут? Найдут свидетелей, что мы там что-то натворили? Хм, интересно, кто же тот усатый мужик с улицы, что вся центральная милиция стоит на ушах, ещё и ночью?
Включать юриста и качать права в этих условиях не вижу перспективы. Пока я требую соблюдения всех требований УПК (думаю, российский и абхазский должны быть схожи), нас, чего доброго, просто закроют на несколько часов в обезьянник. Нет, лучше общаться, не выбешивая их, стоять на своём и по крайней мере ничего не подписывать.
У нас из рук вырывают телефоны, забирают фотоаппараты, начинается тотальный шмон и прочесывание переписок.
По 100 раз спрашивают одно и то же: кто, куда, зачем... К каждой фотке вопрос: почему фотографировали? Да потому что, ё-моё! Фото любых зданий, деревень, коров на пастбище, ржавого трансформатора - это же так подозрительно. Честный ответ «просто это красиво» - не канает.
⁃ Где вы были до Абхазии?
⁃ Совершала восхождение на Эльбрус.
⁃ С какой целью?
⁃ ...... 🤦♀🤦♀🤦♀ [что тут вообще можно ответить?!]
Надкусанное яблоко, фонарик, мешок с сухофруктами, складной ножик, пауэр банк, мешочек с приправами, помада, остатки шоколадки - содержимое моего рюкзака ходит по 6 парам рук, как будто кто-то обязательно сейчас что-то запрещённое там найдёт. Рюкзачок щупали так тщательно, что я ощущала, будто меня саму лапают. Дополнилось это отвратительное чувство просмотром всех фотографий и переписок. Психологически вывернули наизнанку и поковырялись во всём.
Замечаю иногда ухмылку на лице сотрудника и думаю: «Ты там мемасики мои сохранённые смотришь, что ли?».
По классике жанра, нам откатали пальчики и зафоткали в анфас и в профиль с табличкой со своим именем. Табличка - это громко сказано. Просто лист А4 и надпись от руки. Дактилоскопист долго матерился, что ни одна лампочка в кабинете не работает и приходится включать вспышку.
И вот, наконец, по прошествии примерно 3 часов, нам выдают:
⁃ Ладно, я смотрю, вы вроде нормальные ребята, не закладчики. Отпускаю под свою ответственность. Будьте аккуратнее, когда общаетесь с местными. Мы домой. Меня вообще с выходного выдернули из-за вас...
P.S. Позднее я узнала, что примерно в эти даты у абхазской милиции появились сведения о том, что в страну завезли крупную партию наркотиков - вот они и сочли нас за закладчиков и искали эту партию так тщательно в наших карманах.
С тех пор мы стали фотографировать, только заранее осмотревшись по сторонам. Подписывайся :) скоро будет больше абхазских историй.