Найти тему

Итоговое сочинение. Проза Пушкина

Оглавление

Проза Пушкина - благодатный материал для подготовки к итоговому сочинению. И роман "Дубровский", и повесть "Капитанская дочка" небольшие по объёму, интересные по содержанию, читаются легко, запоминаются хорошо, и то, и другое наверняка в школе достаточно полно были проанализироааны.  Но даже если это не так, предлагаю сегодня ознакомиться с основными выкладками критических статей по повести "Капитанская дочка":


В.Г. Маранцман "Изучение повести Пушкина в 8 классе", Г.П. Макогоненко "Исторический роман о народной войне".


Свое исследование Макогоненко начинает с постановки вопросов:
"О «Капитанской дочке» написаны сотни литературоведческих исследований и эссе, она не раз экранизировалась, но вопросы остаются открытыми. Почему повесть о пугачевском мятеже названа «Капитанская дочка»? Отчего прямодушный эпиграф «Береги честь смолоду» не спасает повествование от иронии, хотя Петруша Гринев следует этому правилу и исполняет свой долг? Сопоставимы ли Гринев и Маша Миронова с исторической фигурой Пугачева или, как думала Марина Цветаева, не выдерживают сравнения с ним? Почему «бунт, бессмысленный и беспощадный» помиловал Гринева и Машу, по положению и поведению — врагов Пугачева? Зачем Пушкин, завершая «Капитанскую дочку», ставит дату, для него священную, — 19 октября? Эти и множество других вопросов тревожат нас, когда мы перечитываем «Капитанскую дочку».

Фото автора.
Фото автора.


Использовать в качестве литературного материала произведение можно во всех направлениях.


Гринев. ("Я и другие", 'Разговор с собой", если взять за основу жанр)


"Иронии исполнен рассказ о детстве и отрочестве Гринева, недоросля из Симбирской губернии. Петруша Гринев поначалу предстает перед читателем избалованным и наивным барским дитятей в духе XVIII века. Вырвавшись за пределы родительского дома, Гринев становится самонадеянным и самолюбивым дворянским сынком. Случай с Зуриным — расплата за это. Но встреча с вожатым дана уже в другом ключе. Даря тулупчик Пугачеву, Гринев у Пушкина не «блажит». Это не барская прихоть, а благодарность человеку, спасшему от злой метели, не каприз, а справедливость. Символический смысл эпизода создается воем метели, из которой проступает фигура вожатого. В Гриневе страх перед бурей обнаруживает отделенность от грозных стихий, от дыхания настоящей жизни" (Маранцман).

"Огромную роль при «выборе» рассказчика играли его нравственные качества. Гринев добр, честен, благороден — это черты его личности, определяемые вместе с тем его сословным воспитанием. Пушкин подчеркивал данное обстоятельство эпиграфом к роману: «Береги честь смолоду». При этом он уточнял происхождение афоризма. Это «пословица», в которой аккумулировалась народная мудрость" (Макогоненко).

"Отсутствие стройной системы убеждений у Гринева определило известную свободу поведения — ему, юному офицеру-дворянину, еще чужд социальный стереотип мышления и поведения. Несмотря на то что социальный инстинкт подсказывал отрицательное отношение к «бунтовщикам», мятежникам, «преступникам», он в реально возникавших ситуациях больше доверял личным впечатлениям. Как дворянин, он считал, что бунтовщик Пугачев — злодей и враг. Как человек, испытавший на себе его милости, он, опираясь на собственный опыт, полагал своим долгом сказать правду о его поведении, не считаясь с тем, что она противоречит официальному мнению о Пугачеве. Он не мог скрыть своего презрения к оренбургскому губернатору и восхищения Пугачевым, который пришел ему на помощь. Личный опыт оказывался более значимым, чем социальный. Именно такой честный свидетель-мемуарист и нужен был Пушкину. Создание образа рассказчика Гринева — замечательная победа Пушкина — автора «Капитанской дочки» (Макогоненко).

Мироновы. Маша ("Я и другие")


"В Мироновых за грубоватостью видны доброта, верность долгу и чувству — качества, которые для Пушкина оказываются несомненными, подлинными ценностями человеческой натуры. Такой портрет семьи Мироновых делает естественным поэтический облик Марьи Ивановны, образ которой исполнен грации, лиризма" (Маранцман)

Любовь героев


"Любовь к Маше преображает Гринева. В наивном шалопае, добром, но подчиняющемся любому влиянию (Бопре, Зурина, Швабрина), проступает честный и мужественный человек, способный сильно чувствовать, смело поступать, защищать свои чувства, следовать велению долга" (Маранцман).

Время. Пугачев ("Время перемен", "Забвению не прдлежит")


"Определив главную роль Гринева как роль свидетеля и летописца, Пушкин заставляет его вести правдивый протокол происшествий; попутно он высказывает свое мнение (всем памятные сентенции), но при этом должно учитывать, что он не властен в отборе и создании драматических ситуаций, — их творцом является Пушкин. Гринев призван лишь честно засвидетельствовать, как в этих обстоятельствах вел себя он и как действовал Пугачев" (Макогоненко)

"Обратим внимание на начало фразы: «Не приведи бог видеть...». Здесь отмечен реальный факт — Гринев действительно наблюдал, видел и начало, и конец восстания, его поражение, казнь Пугачева с товарищами. Констатация и жестокости бунта, и его бессмысленности, т. е. безрезультатности, еще больше подчеркивала бесполезность жестокой борьбы. Вывод этот выражал, с одной стороны, эмпирическую правду о восстании и, с другой — позицию дворянина" (Макогоненко)

"Пушкина более всего волнуют исторические эпохи, когда эти потрясения были особенно сильны, при Петре I и Пугачеве. Правда, и Гриневу приходится признать необходимость «сильного и благого потрясения» истории. Ведь не будь «неожиданных происшествий», не соединиться Гриневу с Машей, на которой отец жениться запретил, не обрести мужества, не научиться защищать свои чувства. Все важное, общезначимое содержание повести связано с потрясениями от мятежа, но внимание Гринева сосредоточено на личных отношениях его с Машей, Швабриным, Пугачевым. Записки Гринева кончаются идиллией помилования Гринева императрицей, о трагедии казни Пугачева рассказал издатель. Но даже этот частный, чисто личностный взгляд на историю, свойственный Гриневу, побуждает признать, что грозные события были благотворны для судеб героев, что они не погубили, а спасли. Все содержание повести опровергает слова о бессмысленной жестокости бунта и служит нравственным его оправданием" (Маранцман).

"Осуждая и не принимая восстания, Гринев принужден был свидетельствовать не только о кровавых расправах Пугачева, но и о его человечности, гуманности, справедливости и великодушии. Ценность таких показаний Гринева безмерно увеличивалась именно от того, что их давал противник мятежников" (Макогоненко)

"Честность Гринева-мемуариста позволила ему раскрыть никому неведомую правду о руководителе восстания Пугачеве, а значит, и правду о народной борьбе за свободу. Попав в драматическую ситуацию — оренбургский губернатор отказывается помочь в освобождении Маши Мироновой из-под власти Швабрина, — Гринев принимает совершенно «неправильное» с дворянской точки зрения решение — обратиться за помощью, за справедливостью к Пугачеву, и Пугачев откликается на его просьбу, помогает восстановить справедливость" (Макогоненко)

Фото автора.
Фото автора.

Анализ эпизода "Присяга"


"Замысел Пушкина при создании сцены присяги и состоял в том, чтобы противопоставить искреннее признание Гринева (да, не узнал вожатого, своего спасителя!) читательской памяти. Ситуация, созданная Пушкиным, так содержательна, так поэтически выразительна, что читатель — и современный Пушкину и будущий — не мог не узнать в самозванце вожатого, а узнав, не упрекнуть Гринева в забывчивости. «Забывчивость» Гринева усиливала воздействие на читателя такой художественной детали, как «черные, веселые глаза» Пугачева, обостряла восприятие образа народного государя. Так наглядно проявляется прямой контакт действительного автора — Пушкина с читателем. Читатель чувствовал себя выше Гринева — и это оправданно, ибо он оказывался единомышленником Пушкина, а не Гринева, ему открывались истины, неведомые Гриневу, но воодушевлявшие Пушкина. Он постигал правду Пушкина, его поэтическую веру в будущее. Эту гипнотическую силу воздействия поэтической концепции Пушкина отлично поняла М.И. Цветаева, была заворожена ею. Именно потому она и говорит о создании Пушкиным чары Пугачева" (Макогоненко)

Екатерина II ("Я и другие", "Время перемен")


"Екатерина в облике частной дамы, в собственном садике, наделена обаянием приветливости, внимания к людям, но не перестает быть государыней: «Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие». Она настойчиво расспрашивает незнакомую девушку о цели приезда, она прекрасно помнит людей, отдавших за нее жизнь, она «внимательна и благосклонна». Но ее строгость, холодность при чтении письма о Гриневе, которого ей представили «безнравственным и вредным негодяем», ее гнев при непочтительном возгласе Маши: «Неправда!» — все это выдает властную императрицу, и маскарад здесь может обмануть только наивную Машу Миронову, которая, впрочем, рапортует, как солдат перед начальником: «Точно так-с», «никак нет-с».
Разумеется, горячий рассказ Маши об истинных пружинах действий Гринева поколебал резкий приговор императрицы и вызвал симпатию к сироте. Улыбка и обещание завершают разговор. Однако зачем же не сразу вступилась Екатерина? То ли проверить нужно, то ли эффект произвести. Государыня здесь справедлива, любезна, снисходительна, но не сердечна. Никаких порывов чувства, как в Пугачеве, в Екатерине нет" (Маранцман).

Название повести


"Название повести Пушкина подчеркивает косвенное отношение центральных героев к истории. Маша — капитанская дочка, Гринев — дворянский сын. Семейное здесь существеннее исторического. Драматизм сопоставления человека исторического, наделенного активной волей и завоевывающего, дарующего свободу и волю другим людям (в том числе Гриневу и Маше), с человеком частным, существующим в пределах своей судьбы, собственных чувств и послушным традиционной колее жизни, определяет композицию повести" (Маранцман).

Жанр ("Разговор с собой")


"Что же определило решение Пушкина придать своему историческому роману мемуарную форму? Ему нужен был свидетель событий крестьянского восстания, свидетель, не только видевший и наблюдавший штурм крепости, осаду Оренбурга, установление новых порядков, заседание «военного совета» Пугачева и т. д., но знакомый с фактами жизни Пугачева и его товарищей, взаимоотношениями руководителей восстания и т. д. Этот свидетель должен был в ходе «происшествия» попадать в ситуации прямой зависимости от мятежников, из которых, благодаря вмешательству Пугачева, выходил бы невредимым, да еще и облагодетельствованным (помилование, помощь в спасении Маши от притязаний Швабрина)" (Макогоненко).

Общий вывод


"Гринев-мемуарист — один из главных героев романа. Он написал историю своей жизни за два года. Не любовь, но события восстания явились школой воспитания семнадцатилетнего офицера — он возмужал, многое узнал, душевно обогатился, сохранил свою честь, проявил отвагу в беспримерных обстоятельствах, оказался способным отстоять и защитить в трудных испытаниях свое счастье. Оттого эти два года жизни надолго запомнились ему, оттого он счел себя обязанным рассказать о пережитом и прежде всего о своих «странных» приятельских отношениях с Пугачевым.
Закономерно и Пугачев занял в романе центральное место. Его характер динамически раскрывался именно в событиях и перипетиях восстания" (Макогоненко)

"Пушкин не прятался за рассказчика. Его позиция проявлялась отчетливо и разнообразно. Прежде всего эта позиция сказалась в самом факте создания образа рассказчика, наделенного индивидуальным характером. Рассказчику как человеку присущи такие нравственные качества, которые позволяют ему выполнять роль летописца. Совершенно очевидно также, что идеологическая программа рассказчика, в соответствии с правдой характера, заложена в этот образ самим Пушкиным. Гринев, художественно оправданно, делает все, что нужно Пушкину" (Макогоненко).