История Новоиерусалимского монастыря была бы неполной без биографии такой выдающейся личности, как патриарх Никон, и истории вызванного им раскола Русской православной церкви.
Никон, в миру Никита Минин (Минов), сын крестьянина Новгородской области, родился в 1605 г. Мать умерла вскоре после его рождения, отец женился во второй раз. Отношения с мачехой у Никиты не сложились, она часто била его и морила голодом. Необыкновенно способный, мальчик легко выучился грамоте, и чтение книг религиозного содержания побудило 12-летнего Никиту уйти в монастырь, где он удивлял братию силой своей воли в соблюдении всех правил монастырской жизни.
По просьбе родственников, Никита, однако, вышел из монастыря, женился и на 20 году сделался сельским священником, но вскоре перешел в Москву, вызванный туда за его достоинства московскими купцами (Напоминаю, дело происходит в 1620-х годах, только что закончилась Польско-Литовская интервенция, побежденная НИЖЕГОРОДСКИМ ополчением Минина и Пожарского. Нижний Новгород в этот период у власти в фаворе).
Пробыв 10 лет священником и потеряв родившихся у него детей, он уговорил жену уйти в Московский Алексеевский женский монастырь и даже дал за неё вклад и оставил деньги на содержание, а сам принял постриг с именем Никон в Свято-Троицком Анзерском скиту Соловецкого монастыря.
Никон прожил в скиту 3 года. Однажды, согласно житию, основатель скита преподобный Елиазар Анзерский имел видение, в котором на плечах Никона был омофор, и тем самым предрёк ему будущее патриаршество. Однако позднее произошёл конфликт: Никон стал упрекать анзерских монахов в сребролюбии и обвинил в нём и самого Елеазара. (В старообрядческой традиции Елеазар вместо омофора - церковного одеяния - увидел на шее Никона чёрного змия). После этого Никон покинул скит.
Никон перешел в Кожеозерскую обитель и вскоре сделался ее игуменом. По делам своей обители он поехал в Москву и здесь, по тогдашнему обычаю новопоставленных игуменов, представился Государю. Он произвел сильное впечатление на царя Алексея Михайловича, и по желанию царя был назначен архимандритом Московского Новоспасского монастыря.
Став во главе братии Новоспасской обители, Никон вошёл в состав неформального кружка так называемых «ревнителей благочестия», в который кроме Никона входили:
· фаворит царя окольничий Федор Ртищев, основатель Андреевского монастыря на Воробьевых горах и многих московских больниц и богаделен;
· духовник царя Стефан Вонифатьев, основатель Зосимо-Савватеевской пустыни у Красного Холма в Москве;
· и протопоп казанской церкви Богородицы на Красной площади Григорий (в миру Иоанн Миронов), известный своей борьбой со скоморохами.
Раз в неделю Никон, опять же по желанию царя, стал приходить во дворец для духовной беседы с ним, и при этом являлся ходатаем за бедняков и обиженных. С каждым днем царь все более и более привязывался к Никону и во всем доверял ему. В 1648 г. Алексей Михайлович велел поставить Никона новгородским митрополитом, который занимал первое место среди духовных лиц после патриарха (мы же помним, что Нижний Новгород в фаворе?)
Полный список статей по теме: "Нижегородский фаворит", "Выйти одному против озверелой толпы", "Как Никон стал патриархом", "Великий Государь Никон", "Уйти, чтобы побежали возвращать", "Устранение лидеров противоборствующих группировок", "В Страшное Пришествие судиться будем"
Я вообще люблю путешествовать. Здесь можно найти статьи об Алтае, Тибете, Аркаиме, а здесь - о Переславле-Залесском