Творческий центр «Визит» давно считается местом, где вдохновение – постоянный гость. Во многом – благодаря педагогам, способным зажечь у детей интерес к самым разным видам творчества. Мы побеседовали с некоторыми из преподавателей школы искусств Центра о том, как помочь юным дарованиям перерасти в таланты.
Пейзаж из лоскутков
Диана Стефурак преподает в творческом центре «Визит» второй год подряд. Ее подопечные, ребята 10–11 лет изучают изо и декоративно-прикладное искусство. Но уже, признается педагог, грезят о большем.
Не так давно она готовила работы в технике аппликации для ежегодной художественной выставки «Листопад» молодежной секции Новгородского отделения «Союза художников России». У ребят загорелись глаза, свою молодую преподавательницу они засыпали вопросами и, казалось, все будущие художники группы уже готовы были вооружиться нитками, иголками и ножницами.
А работы Дианы Стефурак в технике аппликации и традиционного лоскута и впрямь притягивают взор. Можно ли представить изображения местных храмов, в мельчайших деталях воссозданных из лоскутков ткани, или знакомые многим уголки новгородской природы?
– Традиционный лоскут исполняется в сине-голубых и красных тонах. Первые отсылают, конечно же, к нашей болотистой местности, вторые – к солнцу, которого часто не хватало тогдашним жителям Новгорода, – рассказывает Диана Стефурак.
К слову, сама она – выпускница творческого центра «Визит». Свою наставницу и преподавателя Ольгу Олонцеву называет не иначе как второй матерью, которая к декоративно-прикладному искусству привила ей настоящую любовь.
Искусство – не Млечный путь
Ольга Михайловна, куратор отделения декоративно-прикладного искусства центра «Визит», руководитель студии «Берегиня», в представлении не нуждается. Ее творчество – это всегда выплеснутая эмоция. Технику и жанр диктует контекст. Цвет и форма не имеют значения – важно попасть в настроение. А вдохновение приходит из того, что окружает.
Говоря о творчестве и профессии, Ольга Олонцева отмечает: в последние годы ребята свой путь с искусством связывают нечасто.
– Дети становятся очень практичными. Каждая мама понимает, что искусство, образно говоря, – это Млечный путь. В обеспечении себя или семьи ты не можешь надеяться на вдохновение. И ведь ребята бывают невероятно талантливы, но, по наказу родителей, выбирают профессии, традиционно считающиеся доходными. Но есть немало и тех, кто все же следует зову сердца и добивается успеха, – говорит Ольга Олонцева. – Сегодня молодые люди понимают, что мир творчества сосуществует с бизнесом в одной плоскости, и, например, в ДПИ без куска хлеба точно не останешься. Взять то же валяние. Игрушки из шерсти невероятно популярны. Мастера всех возрастов создают интернет-магазины и зарабатывают на своем творчестве. А многие талантливые подростки рисуют на заказ.
Говоря об успехах людей творческих, Ольга Михайловна, в первую очередь, отмечает своих выпускников, регулярно поступающих в ведущие вузы страны по направлениям, так или иначе связанным с искусством. Со своими учениками она регулярно ходит на этюды, ребята фотографируют, бывают на экскурсиях. Это помогает привить любовь к родному краю и интерес к его традициям. А традиции можно, как выяснилось, органично применять в современном дизайне.
Оберег со смыслом
Диана Корнева как художник большее предпочтение отдает графике. Работает сепией, сангиной, углем. Но учеников пленяют не только ее архитектурные пейзажи, но и маски из папье-маше. Работа с объемом детям нравится не меньше, чем с линией или штрихом.
Тема масок, признается педагог,захватила ее еще со времен института. Кстати, на выставке в областном Доме народного творчества, которая открыта до 7 ноября, представлена и самая первая работа той поры, на обороте маски – подписи одногруппников с пожеланиями. На каждой личине – знак или руническая вязь. Макошь, цветок папоротника, нашлось даже место для скандинавского Валькнута (рунического знака в виде трех переплетенных треугольников. – Прим. автора). Хотелось, делится мастер, сделать именно что-то со смыслом и в то же время относящееся к старине, к традиции. Получилось необычно.
– Маска служила оберегом не только благодаря нанесенным символам, но и сама по себе, ведь она скрывала лицо, а с ним –тайные помыслы, страхи, надежды. У ребят маска вызывает ассоциацию с карнавалом, праздником, – говорит Диана Корнева.
В прошлом году на базе центра она открыла студию дизайна. Дети знакомятся с техникой папье-маше, осваивают бумажное моделирование, линогравюру, монотипию, делают книжные иллюстрации, плакаты. А, как в случае с масками, еще и изучают знаки разных культур, знакомятся с их историей.
Стирая границы
– Творчество не может существовать в узких рамках какой-то одной техники. Всегда есть место соприкосновению параллельных дисциплин, – уверена преподаватель живописи и рисунка отделения изобразительного искусства центра «Визит» Марина Стукова.
Под ее началом две группы учеников, и все они о творчестве получают самые разносторонние представления. Не так давно Марина Геннадьевна открыла для себя, что графические иллюстрации могут быть идеально дополнены оформлением в декоративно-прикладной технике. Этим открытием она и делится со своими воспитанниками.
Благодаря таланту мастера для ребят оживают сказки. В иллюстрациях Марины Стуковой обретают яркие черты и целые характеры все персонажи, даже Муха-Цокотуха и старичок Паучок из сказки Чуковского. Кстати, именно это произведение и подарило идею сочетания разных техник.
– Помимо изучения азов мы с ребятами также занимаемся лоскутом и вышивкой в студии «Волшебный сундучок», которую я веду. Несмотря на совсем юный возраст, дети очень старательные. Одна из учениц сделала самовар из ткани, а к нему – денежку, которую нашла Муха-Цокотуха. Так появилась идея сочетать тканевое оформление с графическими иллюстрациями – стилизованные тканевые рамки и рисунки сказочных сюжетов, – рассказывает Марина Стукова.
Так, ее ученики не только постигают законы композиции и учатся держать в руке кисть и карандаш, но также управляются с иголкой и ниткой. И разнообразие осваиваемых техник развивает не только кругозор и навыки, но также фантазию, позволяя с легкостью воплощать свои задумки. А вооружившись таким багажом знаний и загоревшись первым огоньком вдохновения, воспитанники Марины Геннадьевны уже с уверенностью идут дальше, выбирая конкретные отделения творческого центра.
Творить, исследуя
«Все, что любит педагог, тем проникаются и ребята», – считает преподаватель центра, руководитель образцовой студии росписи по дереву «Красная лошадь» Юлия Полуянова. Традициями северодвинских росписей она прониклась, еще будучи студенткой. Последние пять лет изучает прялочные росписи Новгородской губернии и приобщает к этому искусству своих учеников.
– Бывает, ребята желают осваивать какой-то определенный вид росписи. Одна из учениц, например, интересовалась валдайской. В шутку я ответила ей: «Возьмешь первое место на конкурсе «Наследники традиций» (всероссийском детском фестивале народной культуры. – Прим. автора), буду тебя учить». И ведь победила, – делится Юлия Полуянова.
К слову, ее воспитанники призерами этого фестиваля становятся регулярно.
– Если обратиться к истории, раньше Новгородские земли на севере доходили до Белого моря. Оттого и близки нам традиции росписей Русского Севера, – рассказывает педагог. – Взять, к примеру, борецкую роспись. Она, согласно одной из легенд, возникла благодаря жене новгородского посадника Марфе Борецкой, основавшей село Борок в среднем течении Северной Двины.
В конце XIX века начали в Валдайском уезде Новгородской губернии расписывать прялки. Мотивами росписей были букеты из цветов.
Лишь на первый взгляд, отмечает Юлия Васильевна, кажется, что цветы – это просто. Нужно уловить пропорции, выдержать цветовую гамму. Очень жаль, добавляет преподаватель центра, что сегодня нет живых источников – людей, которые были бы непосредственно знакомы с этим промыслом, владели бы техникой, могли научить. Приходится же буквально исследовать все самому, по крупицам собирать информацию на основе материалов из фондов Новгородского музея-заповедника, методом проб и ошибок подтверждать ее. Путем копирования тех же прялок удается, что называется, приблизиться к истине.
Так и получается, что помимо творчества Юлия Полуянова и ее ученики вносят также посильный вклад в изучение истории искусств и промыслов Новгорода.
От штриха к цвету
У педагога отделения изо Дарины Сидоровой свои методы преподавания: в чем-то дать свободу, в чем-то помочь заглянуть в себя, раскрыть собственные возможности. Ее подопечным фантазии не занимать, – помимо учебных заданий ребята часто рисуют целые сюжеты с полюбившимися из литературы или анимации героями. Здесь задача – помочь придумать что-то свое, уникальное. Так, одна из выпускниц, а нынче – студентка архитектурного отделения СПбГУ, придумывала целую вселенную персонажей в своем стиле.
Но и об академических основах, считает Дарина Геннадьевна, не стоит забывать. Техника же – дело предпочтений. Впрочем, ее ученики идут по стопам своей наставницы и чаще выбирают пастель.
– Ребятам она интереснее, чем просто белая бумага и темный карандаш. Здесь ведь помимо штриха идет работа с цветом. Для многих, видимо, как и для меня, важно осязание, когда хочется прикоснуться, ощутить фактуру материала, что-то растереть пальцем, поправить здесь и сейчас. А любые ошибки при работе с пастелью легко исправить. Ко всему с ней удобно ездить на пленэры, она не оставляет такого ощутимого запаха, как, например, масло, – делится педагог.
Рост своих учеников Дарина Сидорова наблюдает постоянно. Творческие успехи ребят подтверждают и победы в различных конкурсах. И особенно радует, как, пожалуй, каждого педагога, когда дети впоследствии связывают с любимыми занятиями свой профессиональный путь – поступают на архитекторов, дизайнеров и даже мультипликаторов.
Мода вне времени
Юлия Труханова в творческом центре «Визит» вот уже два года преподает художественную вышивку на одноименном отделении, знакомя учеников с новгородским промыслом. Чтобы увлечь ребят, считает она, важно умело сочетать традиции и современность.
– Идея посвятить детей в историю и технику крестецкой строчки у меня возникла несколько лет назад. На сегодняшний день у меня занимаются два курса, – рассказывает Юлия Викторовна. – Работа очень кропотливая: путаются нитки, завязываются узелки, плохо натягивается ткань, – требуются терпение, усидчивость. Не всем ребятам с первого раза удается с этим справиться. Но как только начинает получаться, в глазах детей появляется азарт и возникает желание идти дальше, создавая новые интересные работы, - добавляет педагог.
Интерес учеников, отмечает она, все растет. Ведь крестецкая строчка – это не только про салфетки и полотенца. Оформить в этой технике можно множество вещей. Например, крафтовые альбомы для фото и открыток. А украшения с новгородским кружевом оценит даже самая взыскательная модница.
– Важно создавать вещи, которые обретают жизнь, а не просто пылятся на полках или в ящиках комодов. Возможно, кому-то из учениц наши занятия помогут определиться с будущей профессией, и кто-то, вдохновившись, станет дизайнером или модельером, – надеется Юлия Труханова.
Лидия ЕФРЕМОВА (текст)
Анна ЩЕЛКАНОВА, Ольга БАТРАК (фото)