На прошлой неделе, 20 октября, тарусские депутаты поддержали инициативу главы администрации района Руслана Смоленского о возвращении 16-ти улицам города их дореволюционных названий. И моментально Таруса приковала к себе внимание не только творческой интеллигенции, которая уже ни одно поколение тянется в эту уютную калужскую провинцию, но и видных политиков, общественников, федеральных журналистов да и просто «неравнодушных граждан» со всей страны.
Одни называют Смоленского смелым реформатором, другие – чуть ли не провокатором, взявшимся «переписывать историю». Кто-то активно выказывает тарусским властям солидарность и поддержку, а кто-то, звоня на телефоны районной администрации, стращает чиновников угрозами и готовящимися провокациями.
В соцсетях «тарусская» тема в последние дни стала одной из самых популярных, расколов, как водится в подобных интернет-дебатах, людей на два лагеря, непримиримых и не стесняющихся в выражениях в отстаивании своих позиций.
«Калужские новости» старались освещать произошедшее в Тарусе и дискуссию вокруг этой темы с максимальной журналистской объективностью. Более того, мы решили сами отправиться на место событий и разобраться, что к чему.
Что стоит за наделавшей шуму инициативой Смоленского? Как местные жители оценивают это масштабное переименование? Какие последствия для города могут иметь новые таблички на домах?
С этими и другими вопросами мы предлагаем нашим вдумчивым читателям разобраться вместе с нами в наших тарусских публикациях.
Таруса – маленький, около 10 тысяч жителей, городок на берегу Оки, у самой границы с Тульской областью. Город, бесспорно, имеет свою неповторимую атмосферу, кто бывал здесь – подтвердят. На некоторых улочках время, кажется, остановилось еще в дореволюционную пору. О том, что 20-й и 21-й века все-таки наступили, напоминают автомобили (многие из которых с московскими номерами) и, конечно, таблички с советскими названиями улиц.
Сказать, что инициатива с возвращением старейшим улицам города их имен всколыхнула тарусян, – это все равно, что ничего не сказать. Даже за те несколько часов, что мы прогулялись по Тарусе, мы не единожды стали свидетелями горячих споров на эту тему – на улице, в магазинах... Конечно, для местных жителей эта тема и ближе, и роднее, и где-то больнее, чем для всевозможных интернет-«экспертов» из других городов.
Насколько нам известно, полноценного соцопроса никто не проводил. Но единодушия по поводу этого переименования у тарусян точно нет.
Первое, на что мы обратили внимание: оценка местными жителями инициативы тарусских властей связана с «географическим» фактором. Чем ближе к историческому центру города, тем дискуссии жарче. Жители новых улиц Тарусы на наши вопросы отвечали более односложно, демонстрируя не сильную вовлеченность в произошедшее.
- Ну, переименовали – и переименовали. Давно пора… - говорит житель одного из домов на окраине города.
- А зачем? Что жить от этого станет лучше? – лениво перебивает его женщина, видимо, соседка.
- Дореволюционные названия, конечно, Тарусе больше идут, - убеждена молодая тарусянка с ребенком.
Объективности ради, отметим, что немало наших случайных собеседников из «новой» Тарусы в целом довольно позитивно оценивают «возвращение имен».
По мере же нашей прогулки вглубь города тарусяне становятся более многословными. Особенно, конечно, это касается тех, кого произошедшее затронуло непосредственно – жителей домов с переименованных улиц.
И тут стоит к «географическому» добавить еще один фактор – «возрастной». В этом смысле прослеживается четкая, и вполне логичная, закономерность: пожилые жители Тарусы в своих оценках переименования чаще консервативны. Молодежь же гораздо более положительно и даже восторженно оценивает новые старые названия.
Стоило нам на одной из старинных улочек города обратиться к пожилой даме с вопросом о том, что она думает по поводу новой инициативы местных властей, как уже через пять минут нас окружили пять-шесть тарусских пенсионеров, электролизуя друг друга своим возмущением.
- А кому мешали советские названия?! - громко поднимает риторический вопрос пожилая тарусянка.
- Таруса – не для трусов! Не с того эти наши новые чиновники начали! – резюмирует другая.
- Лучше бы за эти деньги дома построили. Вон, люди в бараках живут, - указывает куда-то в сторону рукой с зажатой между пальцами папиросой крупный мужчина преклонных лет. Как выясняется, он вообще москвич, а здесь у него дача.
- Не знаю, кто там в этом Интернете голосует за, но у нас в Тарусе все против, - безапелляционно заявляет еще одна пенсионерка.
- И что, даже название «Соборная» для главной площади тоже не нравится? – улыбаясь, мы пытаемся понизить градус нарастающего возмущения.
- Ну Соборная – хорошо, нравится… Ну а другие названия зачем трогать? – получаем ответ.
- Правильно все делает Смоленский. Столько лет ждали. И вот наконец… - сдержанно говорит проходящая мимо женщина, узнаем, что она учительница одной из тарусских школ.
Жители домов на переименованных улицах сообщили нам, что начали сбор подписей «против». Людей беспокоит не только выработавшаяся привычка к советским наименованиям, но и возможные проблемы с переоформлением документов и различных бумаг, а также, конечно, и цена вопроса. Коллективное обращение планируют направить в прокуратуру, а потом и лично президенту Путину.
В день нашего приезда двое наиболее активных тарусян, встав в нескольких метрах друг от друга, провели одиночные пикеты в самом центре города, рядом с памятником Ленину.
С одним из пикетчиков мы поговорили.
Мужчина с плакатом против декоммунизации сообщил нам, что сейчас новые чиновники по всей стране устраивают информационные диверсии, переписывая историю и стирая из памяти людей советское прошлое.
- Смоленский этот, так он же из Латвии родом. Ну или из Литвы. Зачем он здесь нам? – предельно серьезным голосом говорит нам одиночный пикетчик, сам родом из Калуги. – А Вы знаете, какая у него настоящая фамилия? Вы в Интернете посмотрите, сразу все ясно станет… На Украине ведь тоже все с этого начиналось…
Мы еще пару минут слушает тревожные рассуждения мужчины о некоем заговоре против Советского Союза, но потом, сославшись на нехватку времени, с улыбкой желаем активисту удачи и продолжаем нашу прогулку по Тарусе.
Но наиболее обстоятельная беседа у нас получилась с самим недавно назначенным главой тарусской администрации Русланом Смоленским. Мы очень благодарны Руслану Владимировичу за это большое интервью.
Не скроем, что новый глава района подкупает своей открытостью и, кажется, полным отсутствием какой бы то ни было склонности к «небожительству». Приветливый, улыбающийся мужчина с очень интересной биографией, сильно закалившей его, Смоленский занимает маленький кабинет в местном здании администрации. Простая мебель, много книг, вместо привычных портретов вождей – писатели и исторические деятели прошлого.
- Кидайте куртку в кресло. Кофе хотите? Я сейчас сделаю, - так встречает нас самый большой тарусский чиновник. – А посмотрите, какой у меня вид из окна открывается!
Беседа с Русланом Владимировичем, которую мы опубликуем в ближайшее время, прольет свет на многое, что связано с этим нашумевшим переименованием.
Уверены, кое-что из сказанного нам главой тарусской администрации удивит не только сторонних наблюдателей, но и самих тарусян.
Следите за нашими публикациями.