Ранним утром 30 марта 1878 г. из Крондштадта по льду Финского залива вышла пешая колонна. 66 офицеров и 606 рядовых направлялись в Ораниенбаум, где их ждал поезд. Не нем экспедиция поехала в Ревель, где погрузились на германский пароход Cimbria, заранее зафрахтованный российским агентом, и отправились в США.
О чем же будет история с таким шпионским началом?
Дело в сложившейся в Европе в конце XIX в. обстановке. Как обычно, конфликт разгорелся на Балканах. В Боснии и Герцоговине вспыхнуло восстание, из-за этого началась война Сербии и Черногории с Турцией. Несмотря на призывы "помочь братьям-славянам", российское правительство вступать в войну не спешило. Оно боялось, что Турции придут на помощь союзники, и повторится Крымская война. Однако видя, что Австро-Венгрия тоже будет против Турции в надежде получить часть территории Османской империи, 11 апреля 1877 г. Россия объявила Турции войну. Назревала опасность войны России с Англией. В январе 1878 г. с Турцией было заключено перемирие, но угроза конфликта сохранялась.
В марте 1878 г. на стол императора Александра II легла докладная записка, автором которой был капитан-лейтенант Семечкин, который только что провел несколько месяцев в США, где близко познакомился с работой американского флота. На случай войны с Англией, он подготовил план рейдерской войны. Для этой цели предполагалось закупить в обстановке строжайшей секретности несколько американских крейсеров. Он могли бы помешать Англии перевозить хлопок из США и шерсти из Австралии. А в сочетании с прекращением поставок хлеба из России. это бы сильно ударило по экономике страны. Александр II одобрил и отдал распоряжение действовать. В США отправились покупатели, о которых я говорил в начале рассказа. Стали готовить и план крейсерской войны с использованием крейсеров русского флота.
В США русские покупали крейсера на подставных лиц. Для прикрытия покупки кораблей был в США был создан фейковый проект эспрессионной линии Аляска - Сан-Франциско. Андреевский флаг на судах решено было поднять только в нейтральных водах. Всего было куплено 3 крейсера - "Азия", "Европа" и "Африка". Они были испытаны в территориальных водах США и перевооружены русскими пушками, снятыми с устаревших судов.
В конце апреля 1919 г. "американские крейсера" прибыли в Крондштадт, вызвав массовый интерес общественности и прессы. Их вскоре посетили великий князь Александр Александрович с великой княгиней Марией Федоровной.
Всего эти крейсера пробыли в составе Императорского флота более 40 лет. На крейсерах "Европа" и "Африка" создатель радио А.С.Попов ставил эксперименты по радиосвязи на море, в четь крейсера "Африка" был
назван мыс на Камчатском полуострове.
Мои другие публикации:
Построенные для России, но служившие Германии
Литовская попытка трансатлантического перелета
Первая "англичанка" в Советском подводном флоте
Как советские летчицы поставили рекорд дальнего перелета
Летающие авианосцы Вахмистрова Ч.2 Война
Летающие авианосцы Вахмистрова Ч.1 До войны
Беспилотники микроскопических размеров
Самолеты-параболы Черановского
Итальянский гибрид катера и танка
Советские истребители в США Ч.2 Учебные бои
Советские истребители в США Ч.1 Как они там появлялись
Ka-Tsu: боевая машина, ни разу не вступившая в бой
Морские партизаны Второй мировой