Найти тему

ПРОГРАММА САНИТАРНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ.

Оглавление

В целях обеспечения безопасности используемого технологического процесса, выполняемых работ или оказываемых услуг, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями проводится регулярный производственный контроль за выполнением санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических правил и мероприятий.

Основанием для выполнения данного вида контроля выступают требования:

  • ст. 32 Закона №52-ФЗ от 30.03.1999 г.;
  • Постановления Министерства здравоохранения РФ №18 от 13.06.2001 г., и введенных им санитарных правил СП 1.1.1058-01;
  • СанПиН 2.2.4.3359-16. Объектами наблюдений выступают:
  • используемые производственные здания и помещения;
  • санитарно-защитные зоны и зоны санитарной охраны;
  • применяемые в технологическом процессе оборудование, сырье, транспортные средства;
  • рабочие места сотрудников предприятия;
  • образующиеся в результате осуществления деятельности отходы.

Наблюдения проводятся за счет средств хозяйствующего субъекта по специализированному документу – Программе санитарно-производственного контроля. Разрабатывается указанный документ как до начала осуществления деятельности, так и в процессе эксплуатации предприятия.

КТО МОЖЕТ РАЗРАБОТАТЬ ПРОГРАММУ САНИТАРНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ?

Составление данного вида документации, как правило, полностью возлагается на специализированные организации, выполняющие данную услугу на платной основе по договору. Обращение к ним позволяет:

  • Соответствовать актуальным законодательным и нормативным требованиям.
  • Учесть при разработке особенности используемой технологии и оборудования.
  • Сократить время формирования и согласования документа.
  • Избежать претензий со стороны надзорных органов.
  • Оптимизировать затраты на организацию контроля.

Стоимость составляет от 5000 рублей, сроки – от 1 дня. Стоимость и сроки разработки рассчитываются в каждом случае индивидуально, и, в первую очередь, зависят от особенностей применяемого техпроцесса и масштаба осуществляемой предприятием деятельности.

КОМУ НЕОБХОДИМА РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ САНИТАРНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ?

Требованиями законодательства не приведена конкретизация предприятий, для которых является актуальным формирование рассматриваемого документа, по сфере деятельности, категорийности и прочим параметрам. В соответствии с Законом №52-ФЗ и СП 1.1.1058-01, документ необходим всем юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим ввод в эксплуатацию нового производства или уже задействованными в производстве продукции, ее хранении или транспортировке, выполняющих работы и услуги. Соответственно, документ должен быть на всех предприятиях, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории РФ.

ДЛЯ ЧЕГО НЕОБХОДИМА ПРОГРАММА САНИТАРНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ?

Основные задачи:

  • определить объекты предстоящего мониторинга;
  • запланировать необходимые для осуществления мероприятия и наблюдения;
  • сформировать календарный план выполнения запланированных исследований и измерений;
  • осуществлять наблюдение за выполнением разработанных мероприятий.

Это значит, что Программа выступает своеобразным руководящим документом, определяющим все этапы проведения производственного контроля. В рамках проекта осуществляется координация:

  • безопасности используемой технологии, продукции и услуг;
  • проведения лабораторных измерений;
  • организации медицинских осмотров сотрудников;
  • проведения необходимой профессиональной подготовки и аттестации;
  • наличия документации, подтверждающей качество выпускаемой продукции или оказываемых услуг;
  • формирования и ведения учетно-отчетной документации;
  • разработки и выполнения противоаварийных мероприятий.

ЧТО ВОЙДЕТ В СОДЕРЖАНИЕ?

Содержание формируется в соответствии с требованиями СП 1.1.1058-01 и должно включать:

  • Ссылки на законодательную и нормативную документацию, устанавливающую санитарные требования и правила, которыми руководствуется предприятие как при составлении, так и непосредственно при выполнении указанных мероприятий.
  • Перечень сотрудников, несущих ответственность за выполнение исследований на объекте.
  • Объем необходимых исследований, включающий указание объектов наблюдений, контролируемых показателей, точек организации лабораторных исследований и измерений, периодичность проведения отбора образцов. Проводиться земеры могут в отношении химических, физических, биологических и иных факторов, оказывающих воздействие на человека и окружающую природную среду.
  • Список должностей работников, подлежащих прохождению регулярных медицинских осмотров, а также профессиональной гигиенической подготовке и аттестации.
  • Наименование продукции и услуг предприятия, подлежащих сертификации, лицензированию или санитарно-эпидемиологической оценке в соответствии с уровнем характерной для них опасности по отношению к человеку и окружающей среде.
  • Перечень мероприятий, проведение которых направлено на обоснование безопасности осуществляемого вида деятельности, в том числе используемого оборудования, рабочих мест, процессов транспортировки, утилизации, реализации продукции.
  • Описание внутренней документации хозяйствующего субъекта, используемой для учета проведенных мероприятий, формирования и передачи отчетных сведений в надзорные органы.
  • Описание характерных для осуществляемой деятельность аварийных ситуаций, с указанием порядка информирования населения и спасательных служб в случае их возникновения.
  • Перечень дополнительных мероприятий, необходимых для осуществления в рамках проведения наблюдений в соответствии с видом деятельности, осуществляемым исследуемым объектом.

В качестве приложений к разработанному документу могут выступать внутренние приказы предприятия о назначении ответственных сотрудников, утвержденные формы учетно-отчетных документов, заверенные руководителем списки работников, подлежащих медосмотрам или повышению квалификации, а также прочие виды документации, используемой при разработке. Ответственность за своевременную реализацию запланированных мероприятий несет непосредственный руководитель объекта. Результаты проведенных наблюдений и исследований регулярно регистрируются в таком документе, как журнал учета.

ОСОБЕННОСТИ СОГЛАСОВАНИЯ И ПЕРЕСМОТРА.

Разработанный документ согласовывается и утверждается только непосредственным руководителем производственного объекта. Согласование с надзорными органами не требуется вследствие того, что предприятие обязано регулярно предоставлять им результаты мероприятий, проведенных в рамках организованных наблюдений, в виде соответствующей формы отчетности. В данном случае, надзорным органом выступают департаменты Роспотребнадзора, расположенные по месту осуществления деятельности хозяйствующего субъекта. Срок действия сформированного и согласованного документа составляет 5 лет. В период его действия внесение изменений требуется в случае изменения технологии производства, используемого сырья и материалов, реконструкции или обновления технологического парка.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

Отсутствие или невыполнение установленных мер может квалифицироваться как нарушение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и подлежать ответственности на основании статьи 6.3 КоАП. Размер штрафных санкций при этом составляет:

  • для должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей;
  • для ИП - от пятисот до одной тысячи рублей;
  • для юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

В некоторых случаях, предприятия также могут получить наказание в форме административного приостановления деятельности, срок которого продлится до девяноста суток.