С каждым годом все больше детей во всем мире начинают страдать от сложного хронического нейропсихологического расстройства, которое получило название синдрома дефицита внимания с гиперактивностью – СДГВ. Масштабное изучение распространенности этого синдрома, проведенное G.Polanczyk, B.L.Horta, J.Biederman и L.A.Rohde показало, что в мире им страдает от 5 до 8% детей школьного возраста.
Подписывайтесь на наш Telegram канал
При СДВГ ребенок проявляет гиперактивность, импульсивность, небрежность, ему сложно сконцентрировать внимание на чем-то одном и довольно проблематично завершить начатое. Дети с СДВГ, как правило, имеют низкую самооценку, проблемные отношениями со взрослыми и сверстниками и плохую успеваемость в школе. Зачастую дети с таким синдромом не способны оценить потенциальную опасность того или иного поступка, и потому подвергаются неоправданному риску.
Однако, надо иметь в виду, что большинство здоровых детей в то или иное время бывают невнимательны, гиперактивны или импульсивны. Для дошкольников типично короткое время концентрации внимания и невозможность долго заниматься одним делом. Даже у детей старшего возраста и подростков концентрация внимания часто зависит от уровня их интереса к выполняемым игре, действиям или заданиям.
То же самое и с гиперактивностью. Маленькие дети энергичны от природы, а некоторые из них имеют более высокий уровень активности, чем другие. Детей никогда не следует классифицировать как детей с СДВГ только потому, что они отличаются от своих друзей или братьев и сестер. Также, как и детей, у которых есть проблемы в школе, но они хорошо ладят со своими сверстниками и взрослыми, или детей, которые гиперактивны или невнимательны дома, но чьи учеба и социальные взаимоотношения остаются на хорошем уровне.
Так когда же есть необходимость обратиться за профессиональной консультацией и помощью? Если вы обеспокоены тем, что у вашего ребенка появляются признаки СДВГ, можно обратиться к педиатру или семейному врачу. Речь, конечно, прежде всего, должна идти о точной диагностике синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. С этой целью ваш врач может направить вас к специалисту, например к педиатру, занимающемуся вопросами развития и поведения, психологу, психиатру или детскому неврологу. Но этом этапе очень важно сначала пройти полное медицинское обследование, чтобы исключить или подтвердить другие возможные причины проблем вашего ребенка.
Основными симптомами СДВГ являются невнимательность и гиперактивно-импульсивное поведение. У некоторых детей симптомы СДВГ заметны уже в 3 года. Наиболее ярко они проявляются у детей в возрасте до 12 лет и могут продолжаться и в зрелом возрасте. Чаще этот синдром встречается у мужчин. Проявление синдрома может иметь гендерные отличия. Например, мальчики могут быть более гиперактивными, а девочки - тихо невнимательными.
Выделяют три типа СДВГ :
1) преимущественно невнимательный;
2) преимущественно гиперактивный / импульсивный;
3) комбинированный, как сочетание симптомов невнимательности и гиперактивности/импульсивности.
Для ребенка, страдающего первым типом СДВГ характерны следующие признаки:
• он не уделяет внимания деталям;
• часто допускает небрежные ошибки в учебе;
• имеет проблемы с концентрацией внимания в учебе и игре;
• кажется, что не слушает, даже когда к нему обращаются напрямую;
• с трудом следует инструкциям и не заканчивает заданий;
• имеет проблемы с организацией задач и занятий;
• не любит выполнять заданий, требующих сосредоточенных умственных усилий;
• постоянно теряет школьные предметы или вещи;
• легко отвлекаться;
• часто забывает о повседневных делах, например, о делах по дому.
Гиперактивный / импульсивный ребенок часто:
• ерзает, двигает руками или ногами, постукивает ими или какими-то предметами;
• не может сидеть на одном месте, находится в постоянном движении;
• бегает и лазает там, где это неуместно;
• много говорит;
• выпаливает ответы, перебивая вопрошающего;
• тяжело дожидается своей очереди;
• прерывает или вмешивается в чужие разговоры, игры или действия.
Ученые считают, что если не начать лечение СДВГ в детстве, то во взрослой жизни у человека возникают серьезные проблемы с восприятием информации, интеллектом и социализацией. Таким людям сложнее получить достойное образование и хорошую работу, они чаще проявляют антисоциальное поведение, а уровень смертности в результате ДТП, плохого питания и вредных привычек среди таких людей в четыре раза выше уровня смертности населения в целом.
До сих пор нет точных причин возникновения синдрома дефицита внимания с гиперактивностью: исследования еще продолжаются. Однако имеется ряд факторов, которые могут повлиять на возникновение данного синдрома у ребенка.
Это проблемы с центральной нервной системой, воздействие вредной окружающей среды (особенно свинца), употребление наркотиков, алкоголь или курение матери во время беременности, преждевременные роды. Исследования, проведенные в последние годы, с уверенностью доказали, что у СДВГ имеется генетическая предрасположенность: у многих детей с этим синдромом есть родитель или родственник, также страдающий от СДВГ.
До сих пор не существует и единого подхода к лечению СДВГ. Сторонники медикаментозного лечения считают, что прием пациентами медицинских препаратов значительно улучшает поведение и самочувствие пациентов с СДВГ.
В 133 испытаниях, проведенных в разных частях мира с общим количеством 24 000 пациентов, из которых 14 000 были детьми, было показано, что назначение психотропных препаратов детям в возрасте от 5 до 17 лет дает положительные результаты: нормализуется работа тех отделов мозга, которые отвечают за комплексную познавательную деятельность, способность к планированию и за смену различных видов активности.
При этом подчеркивалось, что врачи, принимая решение о назначении того или иного психотропного препарата, должны руководствоваться принципами целесообразности и осознавать ответственность за выписанный рецепт.
Есть и противники медикаментозного лечения. Так американские исследователи С.П. Хиншоу и Р.М. Шеффлер в своей книге «Взрыв СДВГ: мифы, лекарства, деньги и сегодняшнее стремление к успеху», которая была выпущена в 2014 году Издательством Оксфордского университета, считают, что лучший способ лечения - это подумать о вовлечении семьи и учителей в поведенческие стратегии, чтобы помочь детям с СДВГ.
Применение альтернативных психотерапевтических методов воздействия на психику ребенка, в частности, когнитивно-поведенческой терапии, может помочь родителям, имеющим детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, обучится навыкам правильного обращения со своими детьми, а также помогут сформировать у самих детей необходимые социальные умения.
Сторонники такого подхода рекомендуют также занятия спортом и другими организованными активностям, которые способны нормализовать поведение детей с СДВГ. Так, например, по сведениям проекта «+1», представленными на сайте https://tass.ru/plus-one/5456711, во Франции существует практика, когда государство оплачивает детям с СДВГ занятия в спортивных клубах, плавательных бассейнах, а по итогам года контролирует, насколько спортивная активность нормализовала их поведение. Эксперты считают, что именно поэтому во Франции отмечается крайне низкий показатель детей школьного возраста, получающих медикаментозное лечение от СДВГ – всего около 0,5%.
Мне думается, что к проблеме диагностики и лечения СДВГ у детей необходимо подходить комплексно и с учетом течения и тяжести расстройства: нельзя сбрасывать со счетов ни психотерапевтические, ни медикаментозные методы лечения.