В предыдущем посте я упоминала нравственные принципы. Такие слова, как “яма” и “нияма” могут смутить вначале, но со временем входят в каждодневный словарь практикующего йогина. Почему так происходит и почему они так важны?
На эти вопросы я постараюсь помочь найти ответы далее.
Яма — пять моральных заповедей, направленных на внутреннее очищение. Нияма также включает пять принципов, но они направлены на изменение внешней стороны жизни.
Патанджали, древний философ, считал яму и нияму первыми ступенями йоги, и лишь после них идут асаны, пранаяма и медитация.
Не мешать прогрессу живых существ
Первый принцип ямы — ахимса. С санскрита ahiṃsā переводится как непричинение вреда. Казалось бы, все просто — не вреди. Но нюансов действительно много, как и в любой заповеди любой религии. Современное толкование гласит — не вредить прогрессу живых существ ни словом, ни мыслью, ни делом. Если мы помешали развиваться другому человеку или животному, то нарушили принцип и внесли разлад в свой разум, карму и так далее. Именно из этой идеи и развилось вегетарианство как отдельная практика, древние йоги отказывались причинять боль и страдания животным и переходили на растительную пищу.
Как решать, кому выживать
А теперь представьте, что вы оказались на берегу необитаемого острова, где ничего не растет, и кругом один только песок. У вас в руках клетка с живым петухом. Казалось бы, согласно ахимсе, вы не можете убить птицу, так как, убив, остановите ее прогресс. Но нет, вы являетесь более развитым существом и ваше выживание важнее, и, если нет другого шанса выжить, придется петухом пожертвовать. Если есть выбор, убить рыбу или птицу, проигрывает рыба, так как эволюционно она на более низкой ступени развития.
Если никому не вредить, то как защищаться
А что, если вы в более сложной ситуации? Если на вас напал вооруженный человек, можно ли вы защищаться, рискуя причинить ему вред? В первую очередь, вы должны защищать себя от опасности, а потом уже думать о другом человеке. Это весьма дискуссионный момент, так как существует множество гипотетических ситуаций, в которых мы сначала желаем защитить других или даже пожертвовать собой. В разных течениях индуизма этот вопрос интерпретируется по-разному. К примеру, в джайнизме монахи подметают землю перед собой, чтобы не наступить на насекомых и дышат через маску, чтобы не вдохнуть их. Но, в то же время, среди последователей есть солдаты, которым насилие не возбраняется, если они ведут оборону.
Это небольшое отступление было направлено на то, чтобы вы заинтересовались темой и сформировали свое мнение.
Проблема вагонетки
А как бы вы решили проблему вагонетки? Перед вами железнодорожные пути, к ним привязаны пятеро. На них движется вагонетка и вскоре они погибнут. Но вы можете перевести стрелку и направить вагонетку на запасной путь, где привязан один человек. Что бы вы предприняли?
С 1967 года философы, ученые-когнитивисты и психологи наблюдают за тем, как люди принимают решение: спасти пять человек, пожертвовав одним, или бездействовать. Если вы справились, задачу можно усложнить. Что, если тот, один человек на запасном пути — преступник? А если он даже приговорен к смертной казни? А если он праведник, каждый день спасающий жизни врач, или многодетный отец-одиночка?
Этот мир устроен слишком сложно, чтобы на все можно было дать простой ответ. Поэтому мы вынуждены размышлять над подобными моральными дилеммами, чтобы быть уверенными в своих решениях. Даже понимая, что проблема вагонетки вымышлена.
Важные решения принимаются каждый день
На самом деле, почти в каждом аспекте нашей жизни можно найти того, кому мы причиняем вред.
Покупая одежду в некоторых сетевых магазинах, мы поддерживаем работодателей, нанимающих людей в странах третьего мира и не обеспечивающих им достойные условия труда.
Мы можем навредить, если включаем громко музыку или шумим после 23.00, когда наш гипотетический сосед-студент отсыпается перед важным экзаменом. Он провалит тест и будет отчислен. Одно наше действие приостановило его развитие.
Очень хорошо раскрыта тема в сериале “В лучшем мире”, где описывается загробная жизнь и то, как главным героям засчитываются их поступки при жизни. Если вы заинтересовались этой темой, рекомендую посмотреть. Кстати, сериал комедийный.
Нанести вред можно и словом
А как можно остановить прогресс другого человека словом? Не так уж просто сразу ответить на этот вопрос. Представим, ваш знакомый решил бороться с зависимостью в очередной раз. С какой, решайте сами. Допустим, с курением. И в один день этот человек решает поделиться с вами: мол, я уже неделю не курю, в этот раз все всерьез. А вы были раздражены чем-то в этот момент и отмахнулись от курильщика: ты и в прошлые разы так говорил, а ничего не вышло. Ничего у тебя получится.
Один человек после такой “поддержки” разозлится, и на всплеске адреналина сможет принять волевое решение и бросит навсегда. А другой почувствует себя никчемным и достанет пачку из дальнего ящика. Во втором случае вы нарушите ахимсу словом, так как помешаете прогрессу своего знакомого. Значит ли это, что всех нужно поддерживать во всех начинаниях? Вряд ли. Соблюдение нравственных принципов основано на осознанности во всем, что вы делаете и думаете. Причинение вреда в мыслях тоже считается.
Как же жить, чтобы не причинять вред никому?
Мы на каждом шагу принимаем важные решения, влияющие на многих людей и существ. Вы можете отказаться от коровьего молока в пользу миндального, чтобы не участвовать в эксплуатации животных. Но выращивание миндаля в промышленных масштабах затрачивает огромное количество ресурсов и тем самым вредит экологии… Как же быть? Уйти в лес и жить натуральным хозяйством, ни с кем не коммуницируя, чтобы ненароком не навредить? Это тоже не выход.
Я из тех людей, кто очень близко к сердцу принимает такие вопросы, и с этим не всегда легко жить, скорее даже тяжело. И около месяца назад один друг подсказал мне формулу, которой я хочу поделиться и с вами. Подумайте, что вы даете миру, и что мир дает вам. Если это соотношение в балансе, то все в порядке. Невозможно отдавать все свои материальные и духовные ресурсы на благо других людей, существ и всей Вселенной. Тогда вы сами начнете страдать, и ни о каком равновесии не будет идти и речи. Помните, что в первую очередь вы должны позаботиться о себе. И в тот момент, когда ваших ресурсов будет в избытке, вы сможете позаботиться и обо всем мире тоже.