Всем утра доброго, дня хорошего, вечера уютного, ночи спокойной, ave, salute, или как вам угодно!
Сегодня мы помянем Актёра «негромкого», не наделённого всенародной славой, не обласканного прессой, ушедшего тихо, без пышных проводов, даже – вообще без проводов... но об этом – позже. И имя-то его, уверен, знал в лучшем случае каждый десятый из самых отпетых кинофилов, меж тем, как его лицо было известно практически каждому: ведь в его послужном списке более шестидесяти киноработ в самых различных жанрах. Признаемся сразу – мало! Его актёрская палитра способна была на гораздо большее.
Звали его Александр Иванович Романцов.
Он был настоящим Ленинградцем: родившись в городе на Неве в 1948 году, всегда оставался верен ему, здесь закончил Институт театра, музыки и кинематографии, служил сперва в театре им. Комиссаржевской, затем – Малом драматическом, а с 1980-го был приглашен и в один из самых культовых тогда театров СССР – БДТ. Востребованность Романцова в театре, однако, была неполной, что вполне, правда, объяснимо своеобразной «диктаторской» политикой Товстоногова и собственноручно взращенной им же плеядой великолепных актёров. Невостребованный в полной мере талант Романцов пытался компенсировать работой в кино. Перечислим его лишь самые известные работы:
«Агония» Элема Климова – Феликс Юсупов
«Фронт за линией фронта» - Алик/Аллерт (Помните это его... с ненавистью... «Нет больше вашего... полковника... Млынского»?)
«Последняя дорога» Менакера – кавалергард из стана врагов Пушкина. Ах, какой циничный, вкусный персонаж! Когда на экране Романцов, остальные как-то... бледнеют.
«Бумажные глаза Пришвина»... Малоизвестный сейчас фильм с гомерически смешными сценами. Представьте себе человека, которому в рукава пальто продели швабру и засунули в лифт. Класс эксцентрики, который демонстрирует Романцов, - 11 из 10!
«Бандитский Петербург» - банкир Наумов. Образ, гораздо менее «растиражированный», чем знаменитый Антибиотик, но не менее знаковый и ёмкий. Да чего там - когда в четвёртом, кажется, сезоне нашумевшего сериала появляется персонаж Романцова - на него перетягивается всё зрительское внимание! То, что делал там актёр, близко к гениальности!..
«Черный ворон» - Шеров (такая «предтеча» Наумова из «Бандитского Петербурга»)
«Жизнь с идиотом» - ставший почти культовым фильм Александра Рогожкина по рассказу Виктора Ерофеева.
С одной стороны, шестьдесят – цифра, конечно, немалая, но – сколько главных ролей? Почетное звание «король эпизода» - это замечательно, но, применительно к нашему герою, - откровенно не густо, ибо актерский ресурс его подразумевал гораздо большее.
Отдельно хочется упомянуть о ещё одной ипостаси Романцова – его участии в знаменитом театре миниатюр «Четвёртая стена», родившимся из театральных капустников и бывшим, не побоюсь этой громкой фразы, флагманом ленинградского юмора в годы перестройки и смутных 90-х. Его основатель Вадим Жук назвал Романцова «крупным и «недовинченным» в театре актёром». Это – правда. При его-то даровании... Юмор такого градуса интеллигентности и качества, какой демонстрировали Романцов и его сотоварищи (Андрей Ургант, Сергей Лосев, Аркадий Коваль) сегодня кажется недосягаемым, это невероятно смешно до сих пор. Приведем навскидку миниатюру, в которой Немирович-Данченко и Станиславский задумали основать МХАТ в... современном кафе. Уборщица машет шваброй прямо по ногам посетителей (ходют и ходют...) и грубо спрашивает – что надо?
- Эээ... нам бы пуи! – робко говорит Станиславский. - Щас вам, пуи старые!.. - с привычными интонациями отвечает уборщица.
А чудная сценка «Таз уполномочен заявить»? Кстати, есть в Сети, качество, конечно, неважное, но полюбопытствуйте...
А песня «Что артист несет домой» - цитирую по памяти.
«... Несёт пирожные пирожник.
Несёт асфальт автодорожник,
И сапоги несёт сапожник...
А что артист несёт домой?»
Артистам в те годы, и правда, «нести домой» кроме цветов и зрительского признания было нечего...
Уже несколько раз прозвучавшее слово «интеллигентность» - именно то качество, которым были наделены все без исключения персонажи Романцова. Они создавались им УМНО и ТОНКО. Если уместно сравнить актёрскую игру Романцова с почерком, то у него он – каллиграфический, «с завитушками», присущий лишь актерской школе высшей пробы, против дошкольных каракулей множества нынешних «лицедеев» . В одном из постов, посвященных ушедшему Сергею Колтакову, я писал (уж простите за беззастенчивое цитирование самого себя): «Колтаков никогда не врал – ни на сцене, ни в кино. Его появление автоматически означало, что – что бы это ни было – смотреть можно и нужно. Не перетягивая одеяло зрительского внимания на себя, просто живя в кадре, он смотрелся на голову выше своих партнеров» Эту фразу в равной степени можно отнести и к Александру Романцову. Понятия «халтура» и «наигрыш» - точно не о нём. Каждый созданный им образ – образчик точнейшей, выверенной, и в то же время – естественной игры.
Нелишним будет вспомнить ещё о паре фактов из его карьеры. Будучи потрясающим, великолепным чтецом, Романцов активно сотрудничал с радио: среди его работ (оцените тонкий выбор и безупречный вкус актёра!!) - «Циники» Мариенгофа, «Котлован» Платонова, «Братья Карамазовы» Достоевского... Помимо основной деятельности, Романцов успевал преподавать в Академии театрального искусства, среди его учеников были Сергей Лифанов и Дмитрий Нагиев. Послушаем, как прокомментировал Нагиев уход своего наставника:
- Вот ушел из жизни мой мастер Александр Иванович Романцов. Полный сил, 60 лет нет, что такое. Снимался, жил, работал и вдруг бах - за 20 минут...
И ещё один отзыв с недоработанного до сих пор сайта, посвященного памяти Мастера:
- Как приятно было бы Александру Ивановичу, узнай он , что у него так много друзей, людей, его искренне любящих и ценящих его талант. Который мало так реализовался и пригодился нашему больному обществу. Год... Целый год его уже нет. А я всё думаю, что приеду в Питер, а он там... Теперь остается одно - блуждания по Северному кладбищу. Стираются следы людей. Только люди не исчезают. Они здесь... Только руку протяни. Спасибо всем, кто уважает и ценит память о Романцове.
Лучше не скажешь.
Гениальный питерский актер Александр Иванович Романцов скончался от инфаркта 6 декабря 2005 года. Немало раннему уходу поспособствовала и некрасивая, полная домыслов и грязи, история, мусолить которую мы точно не станем. О смерти Романцова умолчали все – даже падкие на медийные некрологи "жёлтые" СМИ. На похороны почти никто не пришёл. Однако хлопотами поклонников и друзей на его могиле всё же появился этот памятник. Так часто случается – большое видится на только расстоянии.
С признательностью за прочтение, мира, душевного равновесия и здоровья нам всем, и, как говаривал один бывший юрисконсульт, «держитесь там», искренне Ваш – Русскiй РезонёрЪ
ЗДЕСЬ - "Русскiй РезонёрЪ" ЛУЧШЕЕ. Сокращённый гид по каналу
"Младший брат" "Русскаго Резонера" в ЖЖ - "РУССКiЙ ДИВАНЪ" нуждается в вашем внимании