Найти тему
Олег Чекрыгин

ПРИХОЖАНИН СЕРГИЯ (РОМАНОВА)

Опыт очарования и разочарования. И немного о системном кризисе РПЦ МП. Часть вторая

Увидев игру о. Сергия на публику однажды, я стал замечать ее все чаще. Так, общаясь в небольшой компании за столом, он был одним человеком, вполне располагавшим, а когда выходил на публику - начинал «чудотворить»: обещать исцеление, спасение, предсказывать что-то, - становился другим. Как-то я обратил на это внимание приезжего священника, на что тот сказал мне: "Это благодать на отца Сергия ради народа сходит".

При следующих встречах схиигумен тему отчитки сам не поднимал, но приближенные к нему люди настоятельно советовали идти ещё, меня якобы бесы отталкивают. Я не стал конфликтовать и через пару месяцев забрал детей из школы монастыря, благо мы с женой нашли хорошую общину в самом Екатеринбурге.

В дальнейшем до меня долетали только обрывочные слухи из Среднеуральского монастыря. Например, что старец Сергий благословил всем в случае беды и бесовских нападок обращаться мысленно к нему со словами: «Отец Сергий, помоги мне!» А после и вообще повелел исповедоваться перед его фотографией. Точно знаю, что некоторые верующие подходили с этим вопросом к священникам, но те отправляли их к митрополиту.

Минувшим летом, когда в разгар судов и обличений, я встретил своего знакомого — человека, до сих пор приближенного к схиигумену, - и спросил его: «Не ушел ли он от Сергия после смуты», то он засмеялся и сказал, что вся "братва" (а он из "сидевших") за Романова, и его в обиду не дадут. Так же он рассказал их версию происходящего, в основе которой - деньги. Якобы в декабре прошлого года, когда уже назревал конфликт вокруг храма на 37 000 верующих, который схиигумен хотел строить в Среднеуральске, митрополиту поступила информация, что крупнейший екатеринбургский меценат пожертвовал на строительство тридцать миллионов рублей. Митрополит Кирилл, который вообще-то сам хотел построить храм в Екатеринбурге и благополучно покинуть «отдаленную» для него кафедру, прислал к Романову своего баскака с требованием внести в митрополию десятину с полученной суммы. Сергий выпроводил посланца взашей и стал готовится к обороне. Именно тогда активизировались его проповеди на ЮТубе и повысился градус высказываний в интернете. Раньше он тоже говорил про Путина, масонов, чипирование, но все это было в частных беседах за столом и вполне укладывалось в современный православный дискурс. С того же момента противостояние стало нарастать, и Сергий решил больше не договариваться с митрополитом, как это было принято раньше. Так видят эту проблему последователи схиигумена Сергия изнутри.

Кто-то скажет, что Сергий (Романов) - это исключение, «отсеченная ветвь», но в том и беда, что он часть «Системы», ее законное дитя. Его создала жадность епископа Викентия, которому он добывал деньги у спонсоров, - есть у него такой талант. Именно для «поднятия авторитета» в этих вопросах его сделали священником. И это не просто ошибка одного жадного архиерея, ведь тогда следующий епископ отправил бы Сергия на покой или в дальний скит. Нет, его снова приняли (подержав недолго на удалении), вернули прежнее место и всячески покрывали его проступки. Что это, если не система? Это как со сторожевой собакой. Да, у нее должны быть задатки, сила, невосприимчивость к холоду, но воспитывает и выкармливает ее человек. Он сажает ее на цепь, злит, натравливает на пришедших. Так и Сергий и ему подобные... Их отбирает и формирует система. Не имеющие нужных характеристик и не способные подстроиться изгоняются сразу.

«Правмир» 20 октября написал следующее: "«Романовщина» стала проявлением очень серьезного нездоровья нашей современной церковной жизни, обнаружила предельно наглядно, ярко проблемы, которые могут казаться нам частными, но на самом деле носят системный характер. Дай Бог, чтобы из этой трагедии (а это и правда трагедия: Церковь по сути лишилась множества своих чад – неразумных, не утвержденных в жизни христианской – но все же чад) удалось сделать правильные выводы, чтобы она не оказалась лишь одной из многих, о которых еще придется услышать". Вот и они видят, что проблема это системная, и невольно выражают страх иерархов: лишиться чад-прихожан, а значит - доходов, а также страх развития катастрофы РПЦ МП - ведь и так за последние годы было утеряно слишком многое, а главное - утрачен неприкосновенный ранее авторитет священства.

Нет никакого сомнения, что основу екатеринбургского кризиса заложил владыка Викентий. Все отношения он строил на финансах. Погорел тоже на них. Наделал долгов перед Москвой и местными предпринимателями, не смог доказать свою полезность новому патриарху и был выслан за пределы государства российского. Теперь митрополит Викентий просит прощения, но непонятно у кого? У схиигумена Сергия - за то, что ввел его в искушение и благословил нарушить каноны? У патриархии - за доставленные неудобства? У своего приемника Кирилла (Наконечного), которого обрёк прозябать до конца своих дней в противном ему Екатеринбурге - "городе бесов"? Кстати, говорят, что такое наименование города понравилось митрополиту, и эту нелюбовь к Екатеринбургу и к жителям Урала ставит ему в вину мятежный схиигумен.

А может, Викентий просит прощения у нас, верующих прихожан, которые не понимают, что происходит? И которых заставляют в письменном виде каяться перед митрополитом Кириллом за посещение Среднеуральского монастыря (фото документа прилагается)?

-2

А вот это крайне сомнительно. Мы не интересны митрополиту Викентию, как, впрочем, и другим иерархам. Содержание наших голов их интересует только в связи с содержанием наших кошельков.

Этот год и эта ситуация многое открыли. Да, в Екатеринбургской епархии есть священники, не поминающие патриарха. Их единицы, но другие священники их не осуждают. Скорее, сочувствуют. Благоговейный трепет перед епископом пропал, остались лишь льстивые слова о послушании и бесконечной любви. Но какая может быть любовь, когда митрополит уведомляет настоятеля, что не может приехать на престольный праздник, а вместо него приезжает иподьякон и забирает положенные за несостоявшуюся службу шуршащие конверты? А шутка митрополита с попами, когда, как рассказывают, он подарил членам епархиального совета фотографии Брежнева, намекая на их непослушание, неготовность платить епархиальные налоги и нежелание следовать советским традициям?

Политика и «менеджмент» вытеснили братские отношения не только между попом и епископом, но и между епископом и митрополитом и патриархом. Тут везде конкуренция! Как только игумен становится епископом, он начинает свою игру, а митрополит стремится эту игру контролировать. Перетасовка Каменских епископов, смена Тагильских владык и ссылка Алапаевского - все это следствие недовольства митрополита Кирилла кандидатами. Епископа Евгения забрал патриарх, но это произошло после того, как авторитет митрополита Екатеринбургского сильно пострадал в 2019 году, и Урал превратился в место его бессрочной ссылки. Возможно, что теперь всех новых епископов в митрополию патриарх будет назначать сам, еще больше ограничивая и контролируя митрополита Кирилла.

Епископ в РПЦ МП сейчас должность очень непростая. Особых сил и ресурсов у них нет. Епархии усохли, денег немного и надо делиться с высшими, спонсоры все ушли «под митрополита» и надо с ним согласовывать обращения к ним. Выход на власти тоже осложнен и ограничен местными мэрами и подразделениями силовиков, которые, зная репутацию РПЦ МП, сотрудничать совсем не спешат и пользы в дружбе с епископом и священниками не видят. Просить совета владыкам особо не у кого - команды нет, если не считать за нее вечно голодных иподьяконов. Епархиальные службы ограничены десятком не самых квалифицированных людей, еще и недовольных низкой зарплатой. Особенно в этом плане страдают епархии, на территории которых нет промышленности и крупных городов, а большинство приходов деревенские, - Алапаевская и Каменская.

При столь ограниченном ресурсе иерархи постоянно находятся под давлением общества, и существование интернета и блогеров, готовых зацепиться за любую мелочь, их очень нервирует. Большинство из них мечтает вести себя как их наставники в 1970-90-е годы, чтобы бить каждого неугодного, а каждого непослушного сажать в монастырские подвалы.

Традиция Екатеринбургской епархии, а теперь - митрополии, в том, что неугодных и проштрафившихся священников тут отправляют на север. Тагил, Серов, Ивдель, Пелым, Таборы, Полуночное - вот все эти снежные бездны ссылок. Неудивительно поэтому, что большинство недовольных епископами, имеющих на них зуб и кормящих злобу, обитает в этих краях. Из них я многих знал по приходам Екатеринбурга, некоторые были приближены к архиепископу Викентию, некоторые от него пострадали. Заговори по душам с любым из них - и услышишь массу интересного про собратьев-соседей, благочинных и епископов. Проблема одна: в отличие от Сергия (Романова) они говорят это тайком, намеками - в надежде, что их поймут и помогут хотя бы деньгами.

Есть еще один священник из Екатеринбурга, который вступил в конфликт с митрополитом из-за регистрации исторически ценных храмовых икон в местном музее. Вроде бы мелочь, а для священноначалия это покушение на церковную собственность. Когда смельчака призвали к ответу, он высказал в лицо архиерею все, что думал, и за это повергся суду с угрозой лишения сана. Но ему повезло. Авторитетный человек из Екатеринбурга заступился за священника, прислал блогеров и журналистов, пригрозив широко освятить эту проблему в информационном пространстве Екатеринбурга. И что случилось? Митрополит отступил. Никто не хочет огласки, и именно поэтому, приводя этот пример, я не называю имя этого отважного священника.

Игнорировать волю архиереев можно уже потому, что и сами они игнорируют слова апостола Павла из Послания к Тимофею (3:1-13): «Епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не убийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?" У епископов уже давно нет своих домов - «все церковное», и честность - тоже редкий гость в их отношениях с верующими.

Одна из бывших последовательниц схиигумена Сергия Поклонская сказала, что решила "верить по-другому" - не так, как верит ее бывший учитель. А на вопрос об отлучении Романова от РПЦ МП ответила: "Пусть сами разбираются". Вот, может, и нам пора "верить по-другому"? Не так, как хотят фарисеи, а так, как учат Евангелие и святые? А иерархи "пусть сами разбираются" друг с другом, не вмешивая в свои разборки простых верующих, не играя нашими чувствами!
Виталий Казаков

https://pravtoday.ru/prixozhanin-sergiya-romanova-2/