Найти в Дзене

Алексей Федотов Кожаные ризы. Роман. Часть 2. Per aspera ad astra. 11. Прозрение Нового Мира

Карл Владимирович вновь был в своем университетском кабинете. Что-то в нем изменилось после ночного разговора, о котором он и сам с уверенностью не мог сказать – был ли этот разговор или это привиделось его замутненному сознанию. С другой стороны: он чувствовал себя так, как будто и не пил вовсе... Его размышления прервал Александр Иванович, заглянувший в кабинет:
- Можно?
- Заходите, конечно, - обрадовался Барт. Говорить о ночных событиях ему не хотелось, но была острая потребность просто поговорить о том, что волновало его в последнее время.
Друзья перекинулись парой ничего не значащих фраз, и Карл Владимирович начал говорить:
- Много думаю над тем, о чем мы с вами говорили: человек - часть земной природы, являющейся единым целым, почему и стало возможным из-за грехопадения человека изменение всей природы - если мозг  болен раком, то он отравит весь организм. А если рассматривать это так, как часто делается, что человек - царь природы, и она вся должна отвечать за его грех, то хотя это и может найти аналогии в жизни, когда подчиненные страдают за грехи начальника, но однозначно противоречит принципу Божественной справедливости. А вот если подходить с позиций холизма, то здесь многое проясняется. В «персти земной», т.е. основе творения человека, возможно, были заложены не только элементы земли, в которую превращается тело человека после окончания разложения, но и «гены» всех животных. Поэтому некоторые животные анатомически более похожи на человека (свиньи и обезьяны), а другие имеют характерологические черты сходства только с отдельными людьми - благородные львы, верные лебеди, птицы, поющие последнюю песнь ценой своей жизни.  Поэтому первый человек, как существо, несущее в себе всю информацию о земле и населяющих ее существах, и называется царем природы. В отношении грехопадения - оно было именно в опытном познании добра и зла - например, знание о том, что опьянение сопровождается тем-то и тем-то не изменит человека, пока он не начнет пить и т.п. И это привело к реальным физическим изменениям сначала человека, а потом и всего мира, органичной частью которого он являлся, как принятый мышьяк отравляет весь организм, а не какую-то его часть. Мне кажется, что вот эту мысль нужно бы сейчас развить  с разных позиций - теологической, естественнонаучной, культурологической…
Александр Иванович подумал немного и, не глядя на Барта, задумчиво произнес:
- По поводу ваших рассуждений о грехопадении человека и влиянии его на природу. Не знаю, смотрели ли вы фильм «Аватар». Очень советую. Там показан интересный мир, в котором, хотя и существует убийство (охота животных и людей друг на друга), но все живые существа живут в гармонии, уважают друг друга, умеют общаться с душой планеты - общей праматерью, породившей все формы жизни и до сих пор объединяющей все формы жизни в единое гармоничное целое. Одновременно с ними показаны земные люди, пытающиеся колонизировать эту планету. Среди земных людей есть достойные люди с большой душой, а есть те, светлые душевные порывы которых ограничены возможностью добывать ценные полезные ископаемые на этой планете, ради них они готовы превратить этот рай в пустыню. Это очень напоминает наши разговоры о возможности существования планет, где людей не коснулось грехопадение. Я все больше начинаю верить  в некоторые «интернетовские бредни», что когда-то первых людей на земле совратили пришельцы-рептилоиды - раса космических паразитов, которые до сих пор живут среди нас и влияют на жизнь всей земли. Мне кажется, история Земли, напоминает историю, описанную в фильме «Аватвар».
- Какие разные, однако, ассоциации вызывают художественные произведения, в том числе фильмы! - засмеялся Барт. - Мне «Аватар» напомнил про американский империализм второй половины 20 века, про более раннее ставшее нарицательным киплинговское «бремя белого человека», связанное с экспансией Британской империи, и все... Во всяком случае, историю Земли этот фильм мне не напоминает... Я согласен с Вами, что можно рассматривать планету Земля, как единый организм, и это логично объясняет тогда, почему грехопадение человека поразило всю Землю. Но вот утверждать, что у планеты есть душа - я думаю неправильно. Здесь более близок к пониманию правды был, по-моему, Вернадский, рассматривавший человека, как  мыслящую часть планеты, своего рода ее «мозг». Понятие «душа», конечно, шире; может быть, у планеты есть Ангел, который ей управляет, но творил новые формы жизни из земли не он, а Сам Бог. И странно, почему Вы не хотите назвать «пришельцев-рептилоидов» присущим им названием «демонов»?
Вдруг перед глазами Барта возник Великий Пан, который обиженно спросил его: «Это что получается: и я - демон, что ли?» А Александр Иванович ответил ему очень пространно:
- Пришельцев-рептилоидов нельзя назвать демонами. Демоны бестелесные, а эти по земле ходят, но землю своей родиной не считают, как некоторые россияне не считают своей родиной Россию. Есть в интернетовских дебрях такая легенда о том, что среди нас ходят мутанты, генотип которых несет на себе следы пришельцев. Земля для них, как птичье гнездо для кукушат. Они его не ценят. Их цель - переделать землю («мы наш, мы новый мир построим...»), превратив ее в техногенный потребительский «рай». Если в этой легенде есть доля истины, то многое становится понятным. Чуждое для планеты мышление, разрушающее ее, - это как вирусная инфекция, поражающая души людей, отвращающая их от живой красоты, убеждающая в том, что искусственные синтетические сады из стекла и бетона красивей естественных земных лесов. 
Насчет планетарной души - был у Вернадского друг за рубежом - епископ Пьер Тейяр де Шарден. То, что Вернадский не договаривал, Шарден говорил прямым текстом. Его книга «Феномен человека» в свое время в корне перевернула все мое осмысление теории эволюции. Многое стало понятным. Хотя он и был епископом, но в то же время в теории эволюции не видел ничего антирелигиозного, за что и не был понят своими собратьями. Он смотрел на мир как на единое Божественное целое, эволюцию считал продолжением акта творения Вселенной, а целью эволюции жизни на планете считал достижение ею особого состояния, которое он назвал точкой Омеги, когда планета осознает себя как мыслящее существо космических масштабов. Когда мы говорим о душе, надо четко определять, имеем ли мы в виду только человеческую душу, или хотим понять, в чем суть этого феномена. Когда ученые заявляют, что животные не имеют разума (в научном мире не принято говорить о душе), то они, обычно, имеют в виду человеческий разум. Тут я согласен, у животных нет человеческого разума. Но когда они доводят свои рассуждения до логического заявления, что животные подобны автоматам, роботам, машинам, я перестаю их понимать. Давайте определим, что вы понимаете под душой, и что я вкладываю в этот термин, тогда можно будет рассуждать на эту тему. Вполне возможно, что придется как-то обозначить другим словом тот феномен, который присущ и животным, и человеку, и планете, чтобы никого не раздражать, применяя слово душа к нечеловеку (хотя, вообще говоря,  русское слово «одушевленный» применимо не только к человеку).
Карл Владимирович вдруг наглядно представил, как посетивший его ночью кот возмущенно говорит: «Что это получается, у меня души, что ли нет?» Он улыбнулся про себя, а вслух сказал:
- Согласен с тем, что определиться с терминами крайне важно. Ведь изначально язык человечества был одним, а термин «Слово» сейчас наполняется противоположным смыслом, как и термин «Свет». Слово - в Евангелии имя Бога, Второго Лица Святой Троицы, создавшего мир и воплотившегося во Христе, чтобы падший мир спасти от разрушения, механизм которого, в чем-то подобный реакции атомного распада был запущен грехопадением Адама и Евы. Боговоплощение дало шанс этому миру не только на продление его существования, но и на то, чтобы он стал основой для Нового Мира, реального для Бога, но пока не реального для нас. Мы должны признать неизбежность действия второго закона термодинамики в этом мире: от энтропии никуда не деться; землю «спасти» людям невозможно: наоборот они ее уничтожат сами. Но вопрос в том, когда это будет - может быть, скоро, а может быть, и нет.
- Приходится признать, что я сам очень скептично отношусь к возможности спасения Земли человеческими усилиями. Однажды я смирился с тем, что любые движения человеческого ума ведут лишь к ухудшению состояния Земли. Радует, что мы не всесильны в грехе своем, и что есть над всем этим мракобесием, творящимся вокруг нас, высшая сила, которая, как я верю, не допустит гибели планеты и нас спасет. Но даже в бессилии своем что-либо изменить - надо стремиться сделать хоть что-нибудь благое.
- Дело в том, что Земля уже спасена, - глядя куда-то вдаль, сказал Барт. - И у Бога уже есть Мир, где  уже Отрок ведет льва и агнца, уже нет греха, зла,  смерти, страдания и разрушения. Поскольку там нет времени, то этот Мир уже существует. А наша Земля - место, где каждый из людей своей жизнью определит, какое место он может занять в том Мире. Но она не испытательный полигон, именно здесь закладывается настоящая жизнь человека, именно здесь человек раскрывает свои плохие и хорошие качества, именно здесь он может менять мир вокруг, использовать дар творчества и свободу воли. И тот, кто считает, что раз все здесь разрушено грехом, то и скорее бы уж этот мир прекратил свое существование - разрушают себя для вечности, обрекая себя вечно жить в разрушенном мире. После второй мировой войны, в ожидании третьей, некоторые представители англиканской иерархии говорили о том, что ядерная катастрофа - это нечто заслуженное человечеством, предсказанное в Апокалипсисе, и чуть ли не положительное. Мне кажется, что это нехристианский подход. Нужно пытаться менять себя в лучшую сторону в  этой жизни, тогда могут измениться и те, кто рядом, изменится и мир вокруг нас. Ведь эта Земля может еще прожить десятки, а может и тысячи лет, все зависит от людей, от их поступков.  Теория тоже нужна, но теория, в которую не верят даже ее авторы, ничего не даст. Поэтому будем трудиться дальше, пытаясь соединить знания и духовный опыт.
Александр Иванович уже ушел, а Карл Владимирович все думал и думал о том, как много ему еще предстоит сделать. После разговора с другом ночная встреча и то, что он записал на листках, уже не казалось ему совсем уж нереальным...