Для создания лидов, опять же, хорошо подходят монофонические аддитивно-субаттрактивные синтезаторы.
Но сегодня мы будем практиковаться на синтезаторе Synth1 от Daichi Laboratory (Ichiro Toda). Это абсолютно бесплатный программный VST-синтезатор, моделирующий Clavia Nord Lead 2.
Шаг 0: Подготовка
Выберем пустой заводской тембр, выключим встроенные эффекты (дилей и хорус) и фильтр. Лучше всего начинать создание звука без эффектов и с отключенным фильтром, так как они отвлекают от формирования тембра.
Авторский курс от Андрея Девятых и WaveForum
Шаг 1: Настроим огибающую амплитуды и голосоведение
Обычно у лидов короткая атака, нулевой спад и короткое затухание. Уровень удержания (S=SUSTAIN) в данной ситуации влияет только на громкость, поэтому поставим его на максимум. Переведём инструмент в монофонический режим.
Шаг 2: Выберем форму волны
Для лидов хорошо подходит пила. Она звучит ярко и прекрасно пробивает микс. Выберем пилу на первом генераторе, а в секции микшера ручку MIX переведём в крайнее левое положение, чтобы слышать звук только первого генератора. Послушаем. Звучит скучновато.
Шаг 3: Подмешаем дополнительную форму волны
Выберем пилу на втором генераторе и подмешаем к первой. Для этого переместим ручку MIX ближе к центру (в центральном положении оба генератора смешиваются в одинаковой пропорции). Звучит лучше, но всё еще уныло.
Шаг 4: Расстроим второй генератор
Сделать звук интереснее можно расстроив второй генератор относительно первого, чтобы они звучали не совсем в унисон. Для расстройки у нас есть 2 ручки: PITCH — расстраивает по полутонам (грубо), FINE — по центам (более мягко). Расстроим второй генератор на 12 центов.
Шаг 5: Настроим фильтр
Сделаем наш лид менее агрессивным и добавим в звук немного «кваканья». Для этого уменьшим частоту среза фильтра (ручка FRQ), добавим немного резонанса (ручка RES) и key-following (ручка TRK).
Настроим огибающую фильтра (ADSR) и с помощью ручки AMT добавим ей небольшое воздействие на частоту среза. Теперь звучит намного лучше.
Шаг 6: Добавим немного модуляции
Лид звучит хорошо, но можно сделать его еще интересней. Для этого используем генератор низкой частоты (LFO). В Nord Lead их 2 штуки и каждый можно настроить на модуляцию какого-либо параметра. Настроим первый LFO на модуляцию частоты второго генератора.
Ручка AMT управляет степенью модуляции — выставим её в значение 2.
Звук стал более диссонирующим и менее пресным.
Шаг 7: Добавим ширины и плотности
Чтобы добавить лиду ширины и плотности, используем генератор унисона. Он несколько раз дублирует звук, расстраивая копии между собой и разнося их по панораме. Ручка DET управляет степенью расстройки копий, а SPRD — степенью разноски их по панораме.
Послушаем, что получилось.
Лид стал плотным и широким — то, что надо.
Однако помните, что генератор унисона уменьшает полифонию инструмента. Для монофонических звуков это не принципиально, а для полифонических, например пэдов — очень.
Шаг 8: Финальная доводка и обработка эффектами
Сделаем наш лид более матовым. Для этого немного изменим параметры фильтра: уменьшим степень воздействия огибающей AMT, частоту среза FRQ и резонанс RES. Включим встроенный в Synth1 хорус (это сделает звук еще шире) и отправим сигнал в дилей.
Лид готов, пора писать очередной хит! 😊
Не рекомендую вам использовать встроенный в инструмент дилей, так как внешние обработки будут звучать лучше и дадут больше возможностей для получения нужного звучания.
Автор: Андрей Девятых Композитор, саунд-дизайнер, звукорежиссёр, куратор направления «Синтез звука» в WaveForum
Телеграм канал Создание звука с Андреем Девятых
Группа в ВК Создание звука с Андреем Девятых
Остальные части цикла:
Часть 1: Синтез звука: как вывести вашу музыку на новый уровень
Часть 2: Какие бывают синтезаторы и где их лучше применять
Часть 3: Основы физики звука
Часть 4: Синтезируем классический электронный бас
Часть 6: Синтезируем пэды
Часть 7: Использование арпеджиатора
Часть 8: Введение в таблично-волновой синтез