Наша жизнь стремительно и неотвратимо оцифровывается, чего не скажешь про процедуру оформления грузовых пропусков в Москву (на МКАД, ТТК, СК)
От физических носителей разрешения для проезда по Москве отказались уже давно; пропускная система работает с помощью камер на дорогах и записей в реестр выданных пропусков. Сама процедура оформления пропуска осуществляется на мосуслугах, но уже давно не наблюдается никакого прогресса. Департамент транспорта Москвы до сих пор использует в своей деятельности бумажные экземпляры документов (их сканы) и не собирается останавливаться в этой затее.
Сегодня я расскажу о том, как на сегодняшний день налажена бумажная процедура получения пропуска в Москву; какие существуют технологии, способные оцифровать этот процесс; что нужно сделать с процедурой подачи запроса на пропуск, чтобы повысить его эффективность и в том числе исключить участие в принятии решений сотрудников Мостранспорта, то есть исключить коррупционную составляющую.
Текущая ситуация с бумажными носителями
Итак, несмотря на то, что для получения пропуска уже давно используется электронный интерфейс мосру и электронно-цифровая подпись, для подтверждения большинства сведений департамент транспорта осуществляет сличение информации из бумажных носителей с данными Базового регистра посредством межведомственного взаимодействия. За этими громкими словесными оборотами скрывается всего лишь общая база данных (ЕГРЮЛ, ЕАИСТО, ГИБДД и т.д.) куда сотрудники мостранса могут обращаться за информацией в пределах своих компетенций.
К запросу на пропуск прилагаются (скан-копии):
- СТС (свидетельство о регистрации транспортного средства
- ПТС (паспорт транспортного средства) или эПТС (на самом деле здесь выписка из электронного ПТС)
- Водительское удостоверение
- Диагностическая карта
- Договор перевозки (или иной, обосновывающий необходимость дневного пропуска)
6. Иные документы в зависимости от специфики ситуации
- паспорт с регистрацией по месту жительства (для оформления пропуска на проезд к месту жительства
- договор стоянки или иной документ, подтверждающие право на парковочное место
- документ, подтверждающий право на владение транспортным средством (договор аренды, лизинга, доверенность)
- иные документы, касающиеся специфики деятельности заявителя (подтверждение сроков хранения заморозки или скоропорта, разрешения на перевозку опасных грузов, международная карточка, и так далее)
Сама запрос на пропуск (анкета) заполняется электронно и заверяется ЭЦП (как и все остальные прилагаемые документы по списку выше.
Получив этот комплект документов департамент транспорта Москвы начинает их проверку по электронным базам данных, буквально сличая информацию из предоставленных документов со сведениями из баз. Например, сравниваются наименование марик/модели ТС, VIN, наименование организации или ИП, их реквизиты, в общем, даже то как указаны категории в водительском удостоверении.
При этом, какая-то часть предоставленных данных проверяется в автоматическом режиме, а какая-то часть требует участия специалиста.
Современные технологии для цифровизации
Собственно, всё очень понятно и ясно: нет никакой необходимости в предоставлении сканов пластика ВУ и СТС, а так же бумаги ПТС
Вся нужна информация содержится даже в публичных источниках, (за исключением персональных данных, например, ФИО водителя, которые, тем не менее, доступны сотрудникам государственных органов)
Департамент по сути занимается проверкой того, насколько правильно ГИБДД заполнили физические носители.
То же самое касается и диагностической карты, требование наличия которой. да еще и на бумажном носителе, вообще никак объяснить невозможно. Причем, согласно Постановлению правительства Москвы 379-ПП, регулирующему пропускную систему в Москве, сотрудники мостранса правомочны проверять соответствие формы и содержания ДК, и на этом основании как выдавать отказы по пропускам, так и аннулировать их. Даже если допустить, что органы власти Москвы должен волновать вопрос о соответствии ТС требованиям о состоянии ТС и его безопасности, то логично предположить, что проверять они должны сам факт наличия ДК и ее действительности, но никак не правильности заполнения бланка. тем более, что сама ДК регистрируется в реестре ЕАИСТО и в большинстве случаев достаточно записей оттуда.
Здесь стоит особенно отметить, что информация, касающаяся этих документов на ТС и водителя, перебивается в анкету (запрос на госуслугу).
В отличие от договора перевозки, который предоставляется в виде скан-образа, хотя часть сведений из него и дублируется в анкету: наименование контрагента, его ИНН и ОГРН, номер договора и его дата.
Вся остальная информация, в частности, имеющая значение для принятия решения о выдаче пропуска, существует только на бумажном носителе (хотя, в анкете еще есть сведения о маршрутах, но эти данные не всегда заполняются в том же виде, что в договоре).
Для автоматического распознавания текста договора, его сличения и сопоставления с нужными базами данных, например по выписке из ЕГРЮЛ, нет никаких препятствий. Скорее всего так и происходит, а оператор только проверяет корректность проведенного анализа.
Для процедуры "межведомственного взаимодействия" тоже нет никаких сложностей: полагаю, обработка информации происходит мгновенно и специалисту департамента отправляется в интерфейс уже готовая аналитика.
Ну и сами решения департамента транспорта Москвы никто не пишет вручную, специалист выбирает шаблоны из предлагаемых системой.
Что нужно поменять в процедуре выдачи грузовых пропусков
1. Предоставление скан-копий бумажных носителей.
На сегодняшний день проверка соответствия информации на бумажном носителе данным в электронных реестрах совершенно избыточна и формализована. Соответственно используется московскими властями только как дополнительный повод для отказа. На самом деле, для процедуры оформления пропуска имеют значение сами сведения, их содержание, а не правильность оформления в документах. Например, значение имеют весовые параметры ТС, а не правильность отображения марки-модели в СТС и так далее.
Переход на электронный документооборот - это уже сложившаяся обыденность. Например, уже вовсю вместо бумажных ПТС выдаются электронные выписки ПТС, так называемые эПТС. Прилагать такой документ к запросу не имеет никакого смысла, если эта информация проверяется путем обращения в Базовый регистр.
2. Обработка корректности вводимой информации на этапе ввода, а не после отправки запроса
Не секрет, что значительная часть предоставляемых в запросе сведений проверяется в автоматическом режиме по базам данных. Таким образом, эта проверка может технически осуществляться уже на этапе заполнения запроса. Например, если собственник ТС не совпадает в запросе и в базе ГИБДД, или если не совпадают весовые характеристики ТС, его номер, VIN или категории в водительском удостоверении, сведения из выписки ЕГРЮЛ. В общем, корректность ввода информации в запрос, которая может послужить основанием для такого отказа как "некорректное заполнение полей интерактивной формы запроса", а впрочем и пресловутого отказа "противоречивые и недостоверные сведения", может проверяться ДО отправки запроса в том же самом автоматическом режиме. Это исключит человеческий фактор из процесса получения пропуска, в том числе и коррупционную составляющую.
3. Исключить предоставление договора
Договор в принципе не нужен, если подтверждаемая им информация (маршруты, сроки, объемы перевозок/работы) могут быть подтверждены другими документами, например, электронной транспортной накладной.
В таком случае исключается не только предоставление липовых договоров, единственная цель которых - соблюсти требования регламента или создать видимость соблюдения. Накладные отражают реальные перевозки, а не намерения, как договор. Дополнительные плюсы: реальные, а не фиктивные контрагенты (грузоотправители и грузополучатели), подтверждение объемов, адресов погрузки и выгрузки и так далее.
4. Пропуск может быть только разовый или суточный
Таким образом, поскольку необходимость пропуска подтверждается не договором с намерениями, а подписанной электронной накладной, то на каждый въезд в зоны ограниченного движения оформляется временный пропуск, согласно указанным в накладной параметрам. Оформлять многократные безлимитные пропуска, которые больше похожи на какие-то привилегии или индульгенции, нет никакой необходимости. Следовательно, нет необходимости в длительных проверках и растянутых сроках на принятие решения
5. Сокращение срока рассмотрения запроса
Поскольку в департамент запрос попадает уже с обработанной информацией, к тому же еще и без необходимости проверки бумажных носителей, время на обработку запроса может и должно быть сокращено. На сегодняшний день запрос проходит 2 стадии, на каждой из которых возможен отказ:
- регистрация запроса. По сути это этап проверки соблюдения формальных требований: качества документов, их наличия, комплектности и так далее
- принятие решения по существу
Так вот, первый этап вообще становится не нужен, так как бумажных носителей нет, при этом значительная часть информации (наличие экологического класса, валидность ДК, подтверждение грузовой перевозки - электронная накладная, и так далее - уже проверены на этапе подачи запроса (заполнения анкеты). Решение по существу же тоже может приниматься на автомате, без участия человека, то есть практически мгновенно, поскольку вся необходимая информация есть в электронном виде в базах данных.
5. Запрет на выдачу немотивированных отказов без разъяснения нарушения условий выдачи и описания причины, послужившей основанием для отказа
Я уже немало написал по этому вопросу, который лежит скорее не в плоскости выдачи пропусков как таковой, а больше относится к качеству уровня предоставления государственных услуг, профессиональной квалификации госслужащих и уровню их подготовки. Коротко: деятельность государственных органов должна носить публичный и открытый характер; задачами государственных органов должно быть соблюдение законов и благосостояние граждан, а не вредительство.
Понятно, что пропускная система носит ограничительный характер, но регулировать выдачу пропусков можно более изящно, что называется "с человеческим лицом" а не в "быдло"-стиле.
Это не говоря уже о заведомо умышленном создании барьеров для получения пропусков по легальной процедуре с целью вовлечения заявителей в коррумпированные схемы.
6. Сокращение сроков ответов на обращение.
Про затягивание и обюрокрачивание процедуры получения ответов по отрицательным решениям я уже тоже писал неоднократно.
Сокращению количества обращений заявителей по отказам будет способствовать наличие мотивировочной и описательной частей в решениях ЦОДД и Мостранса; разъяснение причин отказа сразу в решении не требует последующего обращения за разъяснениями в большинстве случаев. Снизится нагрузка на специалистов, так как не нужно будет делать одну и ту же работу несколько раз.
Заградительный по своей сути срок в 30 дней на ответ по обращению имеет единственную цель: затянуть по времени получение пропуска.
Нет никакой необходимости в таком большом сроке, вся информация по запросу, в том числе причины отказа, уже содержатся в интерфейсе ЦОДД и Мостранса.
Хочу обратить внимание, что предлагаемые мной меры не только упорядочат процесс оформления пропусков, решат проблемы с фиктивными договорами и деятельностью фирм-однодневок, но и будут способствовать исключению человеческого фактора из процедуры принятия решений и в конечном счете борьбе с коррупцией.