Введение платного проезда на наиболее загруженных участках — мера в целом непопулярная. Жители начинают поддерживать ее, только когда позитивные эффекты для города становятся очевидны. Однако иногда изменения общественного мнения так и не происходит.
На вопрос «почему» ответила группа норвежских исследователей. В своей статье они проанализировали пример Брегена — там несмотря на сокращение пробок и времени в пути, жители не стали относиться к платному проезду лучше. Но это только на первый взгляд.
При более детальном рассмотрении видно, что на самом деле меру поддерживают жители районов, где непосредственно стало меньше пробок. Также независимо от места проживания, более позитивно к платному проезду относятся люди с высшим образованием.
Низкий уровень поддержки в целом авторы объясняют так — это не первый случай такой реформы в Брегене. Люди уже знакомы со всеми положительными эффектами, но заранее негативно относятся к перспективе лишних расходов. На зависимость хорошего отношения и новизны указывают и другие кейсы — например, аналогичный случай в Стокгольме. После первого введения платного проезда отношение жителей шведской столицы сменилось со скептического на позитивное.