Автор: Марина Бочарова
Череп и кости, узнаваемый мрачный символ. Простейшая ассоциация с ними, это пиратский флаг из фильмов. Но зачем смотреть поверхностно. У символа давняя и славная история. Называется он «Адамова голова». Безглазый череп и белые кости в целом невероятно любимы в армии, не говоря про искусство. А в русской армии приобретает значение бессмертия. В чем же причина такой тяги к символу из седой древности?
Начало истории символа
Вспомните картины и иконы, на которых изображен крест, на котором распят Иисус. Присмотритесь к его основанию. В черной земле горы Голгофы лежат белый череп и перекрещенные кости. Это не случайные останки человека, ведь место то стало местом казни. Здесь похоронен Адам, первый человек. Кровь Христа попала на череп и символически смысла все грехи человечества, даровав возможность духовного спасения и освобождения от смерти. И в таком виде вышивается на одеждах монахов.
Эмблема черепа существовала и в античном мире, наминая о бренности бытия. И эта мысль будет использоваться в искусстве, вспомнить хотя бы жанр макабр. Но для европейской культуры именно христианское понимание символа является первичным.
Использование символа в армии
Военные широко стали использовать эмблему «адамова голова» с XVIII века. И оцените широту географии, где хоть раз применялся символ. Его использовали: русские, немцы, французы, венгры, финны, австрийцы, болгары, британцы, чехи, итальянцы. Чаще всего применяется для формы ударных частей. Чаще всего ей придавали значение бесстрашия и смертоносности.
Порой эмблема приобретала дополнительное значение. Итак, год 1885, идет Крымская война. Британская легкоконная бригада идет в безумную атаку на русскую пехоту под Балаклавой и полностью гибнет под нашим огнём. В британских источниках история получает название «Атака в долине Смерти». После сражения появляется эмблема, череп и кости касающиеся ленты с надписью DEAD OR GLORY («Смерть или слава»). Что ж, попытка оправдать неудачу.
Во Франции «Адамова голова» использовалась «гусарами смерти» (houssards de la mort). Подразделение считалось элитой. Но идея «Черных гусар», как их еще называли из-за пристрастия к черной форме, родилась в Пруссии. Череп и кости помещались на головной убор и были хорошо заметны издалека. Гусары молниносно обрели жутковатую репутацию. Ведь они не брали пленных, предпочитая убивать на месте, бесстрашно шли в бой, не щадя противника и себя. Поэтому появление всадников с черепом и костями ничем хорошим не заканчивалось.
Но в северных просторах мрачный символ наткнулся на мрачную русскую и культуру и получил неожиданный смысл. В России «Адамова голова» становится символом бессмертия. Итак, на календаре 1812 год, Наполеон напал на Империю. В русской армии появляется конный «Бессмертный» полк, набранный из ополчения. На свои головные уборы они крепят символ череп и кости. И в соотношении с названием символ теряет свою мрачность, приобретая более величественное значение.
В начале XX века «Адамова голова» получает высочайшее утверждение от императора Николая Второго в качестве знака кавалерийского Александрийского гусарского полка. 1-й эскадрон Её Величества 5-го гусарского Александрийского полка имел значок «весь чёрный с серебряной Адамовой головой (полковой эмблемой), с рамкой из серебряного гусарского галуна»; 2-й эскадрон — значок «весь чёрный, с серебряной Адамовой головой».
Известная на всю страну история произошла с генералом Яковом Петровичем Баклановым. Герой Кавказкой войны находился в крепости Грозный, когда получил неожиданную посылку. В ней оказался малый флаг или как он тогда назывался шелковый значок. Как пишут в исторических источниках: «На этом значке была вышита белая «Адамова голова» (череп и кости), обрамлённая девизом, повторяющим заключительные слова христианского Символа веры: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь». Бакланов с ним не расставался до конца жизни". После смерти генерала этот значок был изображен на его могиле.
Во время Первой мировой появляется техника, быстрая и смертоносная, авиация. Но у «Адамовой головы» уже новое применение. Он стал использоваться как значок, для особенно отличившихся русских летчиков. На планку помещался череп, за каждый сбитый вражеский штурмовик серебряного цвета, за каждый десяток золотой. В музеях хранятся не только такие значки, но и эмблема черепа, наложенная на пропеллер.
Кстати, награду с черепом и костями на черно-красной получил Женский Батальон смерти Марии Бочкаревой, защищавший от большевиков Зимний дворец в октябре 1917 года. Во время Гражданской войны символ использовался на обоих сторонах фронта, но чаще всего белыми. На знамени Царскосельского батальона смерти» начертано «Лучше смерть, чем гибель Родины». «Адамова голова" использовалась как знак Корниловского ударного полка.
Во время второй мировой войны о черепе и костях вспомнили немецкие танкисты. Впрочем, точно так они поступали в 1918 году, рисуя эмблему на каждом танке, включая трофейные.
Символ «Адамова голова» в жизни повседневной
Такой мрачный и легендарный символ как череп и кости прочно вошел в культуру. Сейчас встретить его крайне легко, если заглянуть в ближайший магазин для байкеров и неформалов. На пряжках, футболках, обуви красуется череп и перекрещенные кости. Попадает он порой и на показы высокой моды, когда привлекает внимание дизайнеров. Правда, в таком качестве он несколько теряет символизме.
В пабликах, особенно готической направленности, черепа встречаются особенно часто. Особенно в сочетании с розами и подписями в духе Memento mori. Впрочем, в таком духе с тематикой смерти люди искусства заигрывали и в Викторианское время, и в период Возрождения. Существовало целое ответвление натюрморта с черепом в центральной части полотна. И в окружении еды. Правильно, продукты скоро испортятся, и как нельзя лучше об этом напомнит череп.