Найти тему
Сергей Чумаков

Секреты шоу-бизнеса, часть 21

Всем привет, меня зовут Сергей Чумаков, я певец и на сцене уже 30 лет, и мне есть чем поделиться с вами.

сергей чумаков - личный архив
сергей чумаков - личный архив

Недавно вот здесь, в дзене, мне задали вопрос о том, как продать песни. Песни пишутся человеком, как сам автор говорит - песни хорошие, и как ему сделать так, чтобы их купили? А вопрос - интересный. Рассаживайтесь, рассказываю.

сергей чумаков - личный архив
сергей чумаков - личный архив

Песня для артиста- в некотором роде судьба. Это то, с чем он будет выходить на сцену очень часто. Или - вот именно с этими песнями - всегда. Это - его визитная карточка, лицо, это то, что отличает его от других артистов. Песня - как одежда определенного стиля и покроя, чудесно сидящая на человеке. Или не чудесно, а смешно и нелепо...Если одежда не подходит - то ее надо...менять, укорачивать, ушивать, расшивать...Подгонять. Чтобы она просто и легко повторяла движения и как можно лучше подчеркивала лучшие стороны внешности, тактично скрывая недостатки. Ведь не будем же мы для баса предлагать песни сопрано? Не будем. Ведь не будем же мы для дамы предлагать песни хулиганистого парня? Не будем. А суровому хриплому мужику не будем предлагать детский репертуар про ежат и мышат.

сергей чумаков - личный архив
сергей чумаков - личный архив

И вот теперь представляем ситуацию - магазин. Не готовой одежды,а - песен. В нем продаются песни. Они разложены красиво, они упакованы в коробочки, они отмастерены, сведены, отлакированы и сияют. Заходит в этот магазин человек, он говорит - я тут посмотрю, похожу, вдруг что-то подойдет? Ну мало ли...Ходит...Ходит... Ищет...Ищет...Вроде бы нашел- а не совсем то. Песня вроде по размеру подходит, да покрой у нее - рэп. А ему бы блюз. Ладно, ищет дальше человек. Открывает другие коробочки, прикидывает на себя...Тааак, вроде бы эта ничего...Даже и блюз...только тональность немножко... другая. И текст чуть бы поменять....И концовку...То есть почти нашел, можно сказать. И ведь песня неплохая, а - не то. Почти нашел, почти нашел...И в результате вышел из магазина без песни. Песни есть, да все не те.

сергей чумаков - личный архив
сергей чумаков - личный архив

И человек уходит из магазина, уходит искать дальше. По салончикам, ларечкам, знакомым и рекомендациям. Ему не подошло то, что сделано не для него, а для всех.

Когда песня подходит тютелька в тютельку - человек ее возьмет. Когда не подходит - то, соответственно, не возьмет. И магазин одежды или частный портной в этом плане очень удачное сравнение - либо человек имеет модельные стандарты фигуры и на нем чудесно сидит одежда из любого массмаркета, или он не имеет модельной фигуры, и вынужден в среднестатистической одежде выглядеть немножечко нелепо. Либо у человека есть портной, который его обшивает. Конечно, у портного есть и другие заказчики, но портной от магазина отличается тем, что он делает уникальные вещи с учетом особенностей фигуры клиента. Он шьет именно для клиента, а не для всех. Он шьет именно вот для этого человека среднего роста с широкими плечами и весом большим, чем у парня-модели с миланской недели моды.

сергей чумаков - личный архив
сергей чумаков - личный архив

А с песнями очень похоже - песни должны подходить тем, кто их поет. И если их не получается продать одним людям, то имеет смысл показать другим, третьим...Показывают. И пошла песня удешевляться - все смотрят, слушают, и - никто не берет. Год, два, три....А потом (к слову) кто-то находится - и берет. И она выстреливает. Или не выстреливает.

Но дальше совсем интересно про песни. Если автор гарантирует ротации на таких-то станциях в течение такого-то времени (пять, семь и так далее лет) - то песню у него купят за много-премного денег. Такое бывает. И гарантии, и авторы и ротации. Либо артисты рады сотрудничать и общаться, если автор владелец пары-тройки десятков радиостанций, и песни будут гарантированно крутится, то ходи и выбирай, кто будет петь. Да, есть и такое. А если автор неизвестен никому, и никто из звезд его песни не пел - то он просто предлагает свой материал медийным персонам только лишь затем, чтобы его фамилия стала известной, хотя бы так. А там насколько хватит сил и энергии - писать, писать и предлагать. Бывает, что кто-то из медийной тусовки соглашается спеть (не покупая, кстати - а полностью оформляя материал. Еще раз - не покупая), и тогда у автора есть шанс, что его заметят и остальные, особенно если песня выстрелит. И тогда больше шансов продавать материал. Либо автор, будучи неизвестным, взял да и написал абсолютно гениальную вещь, и эта вещь слышна сразу - с первой ноты, тогда да - есть серьезный повод встретить у подъезда автора толпу звезд, перемежаемую злыми их продюсерами и несколькими задумчивыми спонсорами. Тоже бывает. Но очень редко. Я бы сказал - невероятно редко. По ссылке - интересно, такой толстый намек) - это для тех, кто имеет мудрость.

https://www.youtube.com/watch?v=TmSXCPhZDoU

Лично я всегда рад услышать новый материал, и мне очень приятно, когда авторы присылают мне сразу мужские песни. Если автор почему-то думает, что я буду петь песню женскую или включает меня в общую рассылку - этого автора я спокойно заношу в черный список, понимая, что мне прислали не эксклюзив, сделанный для меня, а абы как сляпанную вещицу, в надежде, что ее возьмет не один, так другой. Я обычно сразу очень вежливо устраняюсь, потому что не хочу иметь дела с массмаркетом или людьми, которые жемчужины могут превратить в песок одним прикосновением. Песня - это некая тайна, а не товар повышенного спроса для широких масс населения.

сергей чумаков - скрин комментария на канале.
сергей чумаков - скрин комментария на канале.

А почему артисты не открывают письма от авторов? Этому есть объяснение - мало ли кто напишет медийной персоне, интернет это хитрая такая штука, где люди довольно часто выдают себя за кого-то, и у них есть на то некая грязная цель. Кому надо что-то сделать честно - он выкладывает свои честные фотки, честно звонит и честно о себе говорит. Но ведь так ведут себя не все? Не все. Чтобы песня точно попала к артисту, проще и честнее связаться с его администратором или продюсером, рассказать о себе и о материале, который у вас есть. Тот уточнит все нужные детали, и будет понятно, что делать дальше. Но как правило, просто тексты (без музыки, без ничего) редко рассматриваются певцами. Но редко - это не значит "никогда". это значит, что - нечасто.

Авторы ко мне заходят по разному. В прошлом году один парень прислал несколько вещей, и две из них обязательно будут записаны! Это великолепно. В этом году моему админу один из его виртуальных интернет знакомых прислал песни...И это тоже очень потрясло в хорошем смысле слова. Этих людей объединяет то, что они очень закрыты и осмотрительны, у них есть опыт и они действуют взвешенно, не тиражируют свои предложения, и плюс ко всему - они прекрасно понимают механику шоу-бизнеса.

Какие песни плохо продаются или не продаются вообще? Почему их не берут даже бесплатно? Не зарегистрированные. Почему? Потому что у не зарегистрированной песни нет гарантий, что она - эксклюзив, не украденный материал. Когда предлагают такие вещи, то я первым делом начинаю пробивать все это на - соответствие. И что удивительно, в 80-ти процентах случаях таких предложений выясняется, что автор, который мне это предлагает (до этого не зарегистрировав материал), взял куплет из одного места, припев - из другого, правда, чуть переделал слова...Особенно забавно это бывает, когда автор - даже прямо и публичная личность. Песню предлагает, пробиваешь ее - а оказывается, она уже была спета в...2010 одним легендарным певцом, в 2015-м - другим...Начинаешь уточнять - а у автора друзья-приятели, с давними издалека тянущимися судами из-за песен, что сразу понимаешь- тебе предлагают блудняк, и он будет обязательно, это просто вопрос времени, репутация у человека состоявшася. Я в таких случаях сразу начинаю ссылаться на занятость, включаю черный список, а мой админ находит специальные вежливые слова, чтобы сгладить горечь расставания навсегда.

Почему навсегда? Потому что - обманувший раз обманет и второй раз. Репутация в шоу-бизнесе - очень оплачиваемая вещь, и если автор энд компани запятнаны судами и разборками, то их всех проще обойти стороной, он сегодня эту песню одному подписывает, а его компани - другому, а послезавтра мы все встречаемся на одной сцене с одной и той же песней. Радость очень сомнительна.

Так как же поступать? Что же делать авторам песен, у которых нет пары-тройки десятков радиостанций или возможностей ротаций вкупе с участием в самых модных тусовках? Во первых, трезво понять, что УЖЕ состоявшиеся медийные персоны не будут платить за предлагаемый материал вообще ничего, потому что если они в принципе согласились взять этот материал для работы - это значит, что они открыли дверь на сцену и сказали - я пою песни этого человека, этот человек годный, сотрудничать с ним я уже начал, можете попробовать и вы. Во вторых, материал должен быть зарегистрирован. Если материал не зарегистрирован, то нет гарантий, что он не украден. В третьих, если песня зарегана, спета и выстрелила - то автор может честно ожидать роялти - от РАО, в РАО идут отчисления от выступлений и ротаций. В четвертых, песня может и не выстрелить.

Есть еще путь, еще тяжелее. Найти себе певца, и делать материал для него. Идти с ним шаг в шаг, дышать с ним, смотреть с ним, помогать ему раскручиваться, помогать ему во всем. Этот путь медленнее, но уйти можно дальше.

PS - далеко не все судьбы авторов усыпаны розами. Почитайте о судьбе автора текстов "Два кусочека колбаски", вечного хита всех дискотек и по сию пору. Шоу-бизнес - очень жестокий механизм, особенно для тех, кто зашел в эту нарядную банку с красивыми и блестящими змеями совсем недавно, и не у каждого есть иммунитет от яда и укусов. Но публика любит только тех, кто победил. И еще публика любит гениев, в основном - посмертно любит.

Или вы готовы требовать от публики чего-то еще?

Продолжение следует, подписаться тут.