Цикл "Будни препода"
Кто первым полетел в космос? Что об этом знал мой американский студент?
Здравствуйте, дорогие читатели канала!
Я уже рассказывала, как на нашей кафедре появился Гаврюша (он же Габи, он же Габриель). А теперь поясню, почему мне предстояло общаться с ним так плотно (по шесть часов в день).
Очень часто к нам приезжают учиться студенты, не знающие по-русски не слова. Понятно, что таким на первом курсе делать нечего - они просто ничего не поймут, а вуз-то медицинский. Вы представляете масштаб бедствия в этом случае? Поэтому и существует такое явление, как подготовительный факультет. Целый учебный год студенты учатся только на кафедре русского языка. Это гораздо дешевле, чем нанимать репетиторов, да и результаты такой работы впечатляют, поэтому родители студентов с удовольствием отдают чад нам.
Гаврюша русский язык худо-бедно знал. Говорил хотя и с акцентом, но всё же говорил, и даже почти всё понимал. Однако же его папа, который, разумеется, навёл справки, решил, что на первый курс его недорослю рано. Мы сначала удивились, но потом поняли.
Габи был натуральным чистым листом. Я не знаю, как его учили в США, но он не знал буквально НИ-ЧЕ-ГО из того, что у нас в стране до сих пор считается азами и необходимым минимумом.
Обучение русскому языку на нашей кафедре было построено с опорой на темы по биологии, химии, основам медицинских знаний, а также русской литературе и истории. А как же иначе? Студенты - будущие врачи, биология и химия им нужны, а не знать историю и культуру страны, в которой тебе предстоит жить и учиться как минимум пять-шесть лет, стыдно. Да и желание двигать наши науку и культуру в иностранные массы у преподавателей кафедры тоже было, разумеется. Вот мы и подбирали необходимые базовые материалы и разрабатывали уроки, опираясь на них.
Первое потрясение я испытала, не успев толком познакомиться с Гаврюшей. Вообще задача преподавателя РКИ как можно чаще создавать ситуации живого общения. Поэтому "уход от темы урока" у нас не проблема, а возможность разговорить студентов, спровоцировать их на диалог. Вот и мы с Габи обсуждали всё подряд. Я уже не помню как, но зашёл разговор о космосе. И я возьми и спроси:
- Габи, а кто первым полетел в космос?
Вы бы видели пустоту в этих красивых глазах! Мне кажется, даже о космосе наш мальчик услышал впервые, а уж о том, что люди уже давно осваивают его, - и подавно.
Придя в себя, я подумала: "Ладно, не знает Гагарина (Хотя как?! КАК о нём можно не знать?!), но о своих-то должен слышать". А потому задала второй вопрос:
- А кто высадился на Луне?
И снова ни тени воспоминания на трогательном юношеском лице. Тут преподаватель во мне дрогнул, сдал позиции и уступил место обычному, донельзя изумлённому человеку:
- Позор, Габи, стыдно этого не знать.
(Не правая я тут, конечно, была, нельзя так, но, признаюсь как на духу, не сдержалась).
В ответ на это продукт американского воспитания и образования встрепенулся и с интересом переспросил:
- Как-как?
Пришлось объяснять, что "позор" - это не фамилия первого человека в космосе или на Луне. Габи с интересом прослушал лекцию об освоении космоса и, как оказалось, даже сделал выводы. А вот какие - об этом уже в следующий раз.