1. Говорят, молодёжь гиперподвижна. Поэтому молодые люди, в особенности студенты, охотно откликаются на призывы ко всяким акциям, демонстрациям, революционным протестам и туристическим походам.
2. Понятно, почему рабочая молодёжь несколько иная. Это учащемуся студенту размять члены — только в радость! Рабочий же человек физически устаёт в процессе своей деятельности. Поэтому молодого рабочего, уже нашедшего свою линию жизни, может что-то не устраивать, если линия жизни ломается или он желает её как-то изменить или только слегка поправить. Лишь тогда он выходит за пределы своей специальности.
3. А что со студентом? Студент — недочеловек, унтерменш, социальный бомж, сущий маргинал. Он ещё не готовый специалист со своим местом работы. Он ещё только готовится таким специалистом когда-то оказаться. Он — не волшебник, он ещё только учится. И эта его явная недостаточность восполняется его умственной деятельностью. Ибо учёба есть работа ума. И вот такой гипертрофированно «умный» человек получает к своему идеальному состоянию молодой, подвижный, в бутон д’амурах, физический организм. Вот почему важна для студента обязательная летняя практика и физкультура с непременной сдачей нормативов. Организм необходимо нагружать и разряжать. Иначе он взбунтуется и взорвётся.
4. Ну и, конечно, студент должен участвовать в студенческих протестах и политической деятельности вообще. Это необходимо уже по одному тому, что ум предполагает работу с общим, а не с отдельным и индивидуальным. А что может быть более общее для ума, чем общество? Только мир. Вот рассуждать о мире и обществе и кидаться их изменять, как завещал великий К. Г. Маркс, сам ничего не менявший, а только читавший и писавший, самому мелкому студенту до лихорадки, до пляски Витта потребно.
С индивидуальным работает молодой токарь, вытачивая конкретную деталь. А мастер, знаток общего, но у станка не стоящий, требует от него соблюдения техники безопасности, а также допусков и посадок, соответствующих нужному классу точности изготовления данной детали.
Так вот студент, ещё не ставший мастером, ещё не углубившийся в свою специальность и нормы производства по ней, имеет, так сказать, девственный ум, ум, готовый быть применённым к любому предмету. Известно, что знают ответы на все вопросы две категории людей: таксисты и студенты. Первые знают всё, исходя из своего богатого опыта общения с людьми всякими, точнее — выезжая на нём. Вторые знают всё, исходя из своего богатого отсутствия опыта, из ума, готового попробовать что угодно.
5. Именно поэтому я предлагал устроить на заочном отделении философского факультета Уральского государственного университета «студенческие волнения». Студенты-заочники меня почему-то не поддержали. Впрочем, для философа главное — осмыслить феномен. Поэтому ко мне приставали и спрашивали вполне по-кантовски: как это возможно мыслить? Я отвечал честно: приезжают студенты на месяц сессии, блокируют здания, начинают бастовать и петь революционные песни под гитару у костра, разведённого в поточной аудитории. В конце месяца уезжают и спокойно работают на своих предприятиях. Это не вызвало поддержки. Заочник косен, пуглив, недалёк, туп. А я уже начал заново переводить для них «Интернационал» и «Марсельезу» Эх! Впрочем, заочники — не совсем студенты, они работают, или почти работают, то есть как-то устроены в отличие от студентов девственно-чистых, не тронутых практикой жизни.
6. Включаясь в политическую деятельность, студент, при всех застойных явлениях в его организме и необходимости организм размять дубинкой по спине, должен кое-что понимать, должен соображать не большим животом, не малым тазом, а головой, точнее — умом, что если он учится в государственном университете, то университеты-то наши не наделены академическими свободами наподобие западных университетов (да и там, ежели надо, свободу университета государство подправит), что за обычные пропуски занятий и уж тем более срыв лекций и лабораторных работ студента могут запросто отчислить. Как ни страшно это осознать студенческому уму, но государственный университет может решить: такой студент нам не нужен. И все планы студента, связанные с учёбой и преддипломной практикой могут быть загублены. И эта губа не дура, она выплюнет студента как невкусного, даже как непотребного. Придётся такому студенту отправиться в негосударственный университет, где нет физкультуры и военного дела, но нет и отсрочки от призыва на воинскую службу.
Но лучше всего такому недоучке, хлебнувшему политического горя, стать блогером. И остаток жизни вспоминать свою политическую деятельность и полученные его биографией увечья. У некоторых даже есть что вспомнить.
2020.10.29.
Первопубликация: https://www.facebook.com/notes/максим-бутин/4949-студенты-и-протесты/1774772182692360/